Раньше в вивадо была проблема с использованием mem-файлов. Они нормально моделировались, но при этом не использовались в синтезе, пока им не выставишь тип "Memory Initialization File". Однако с выставлением этого типа файл нельзя было открыть в вивадо (и даже поменять тип этого файла). Поэтому, все файлы в курсе носили расширение .txt, чтобы их можно было легко открыть в любом другом редакторе, а в вивадо выставлялся злополучный тип "Memory Initialization File" вручную. Сейчас же, судя по всему, вивадо нормально выполняет синтез и с "Memory File" тоже, а значит нет нужды в каком-либо изменении типов, лишь бы файлы носили расширение .mem. При этом файлы этого типа можно открывать и редактировать в редакторе вивадо.
26 KiB
Написание программы под процессор CYBERcobra
Чтобы максимально "прочувствовать" принцип работы созданного вами процессора, вам необходимо написать один из вариантов программ. Вариант выдается преподавателем.
Порядок выполнения задания следующий:
-
В первую очередь необходимо ознакомиться с заданием и изучить пример, приведенный в конце задания. Если возникли вопросы по заданию или примеру, свяжитесь с преподавателем. Чем лучше вы понимаете что от вас ожидают, тем проще будет выполнить задание.
-
Составьте алгоритм работы программы (буквально возьмите листочек, и нарисуйте блок-схему). Прежде чем вы погрузитесь в увлекательное приключение с ноликами и единицами, вам нужно составить четкую карту вашего путешествия.
-
Проверьте вашу блок-схему на данных из примера. Если все сошлось, проверьте вашу блок-схему на других данных. Не забывайте про краевые случаи (отрицательные числа, деление на ноль, переполнения и прочее — для каждого задания они могут быть разными).
-
После того как вы убедились в работоспособности алгоритма на всех возможных данных, наступает время претворить его в виде двоичной программы.
-
Программа описывается в текстовом файле. Для удобства был написан специальный конвертер, который будет принимать на вход текстовый файл с комментариями и двоичным кодом, разделенным пробелами, а на выход выдавать текстовый файл, которым можно будет проинициализировать память инструкций. Подробнее о конвертере смотрите в разделе cyberconverter. Пример текстового файла, который сможет принять конвертер:
//J B WS ALUop RA1 RA2 const WA 0 0 00 11111111111111111111111 00001 // загрузить константу -1 регистр 1 0 0 10 00000000000000000000000 00010 // загрузить значение с входа sw_i в регистр 2 0 0 00 00000000000000000000001 00011 // загрузить константу 1 регистр 3 0 0 01 00000 00001 00011 00000000 00001 // сложить регистр 1 с регистром 3 и поместить результат в регистр 1 0 1 00 11110 00001 00010 11111111 00000 // если значение в регистре 1 меньше значения в регистре 2, возврат на 1 инструкцию назад 1 0 00 00000 00001 00000 00000000 00000 // бесконечное повторение этой инструкции с выводом на out_o значения в регистре 1 -
При реализации условных переходов следует иметь в виду пару правил:
-
Блок ветвления (аналог
if/else) состоит из двух наборов инструкций:- инструкции блока
if(если условие выполнилось) - инструкции блока
else(если условие не выполнилось)
При этом сразу за инструкцией ветвления описываются инструкции блока
else(т.к. в случае не выполнения условия перехода,PCперейдет к следующей инструкции).
Для того, чтобы после выполнения инструкций блокаelseне начались исполняться инструкции блокаif, в конце блока этих инструкций необходимо добавить безусловный переход на инструкцию, следующую за инструкциями блокаif. - инструкции блока
-
Если вы реализуете не ветвление (аналог блока
if/else), а только проверку условия для выполнения какого-то блока инструкций (аналог блокаifбез блокаelse), вы должны помнить, что блокelseвсе равно есть, просто в этом блоке нет инструкций. Однако вы, как и в прошлом правиле, должны добавить безусловный переход на инструкцию, следующую за инструкциями блокаif.
Этого можно избежать, если инвертировать ваше условие. В этом случае, если ваше инвертированное условие выполнится, вы сможете сразу пропустить нужное количество инструкций и начать исполнять инструкцию за пределами вашего блокаif. Если инвертированное условие не выполнится (т.е. выполнится исходное условие),PCперейдет к следующей инструкции, где и будут находиться ваши инструкции блокаif.
Звучит достаточно запутанно, поэтому давайте рассмотрим пару примеров. Сначала мы запишем нашу идею на языке Си, а затем перенесем её в двоичный код под архитектуру CYBERcobra:if(reg[1]==reg[5]) { reg[2] = 10; reg[3] = 15; } else { reg[2] = 7; goto if_end; // Поскольку в памяти программы блок else будет идти // сразу за инструкцией условного перехода, необходимо // добавить в конце инструкцию безусловного перехода, // чтобы не начать исполнять инструкции блока if. } if_end:Мы хотим проверить на равенство значения в регистровом файле по адресам
1и5. Если это так, записать значения10и15по адресам2и3соответственно. В противном случае, записать значение7по адресу2.
Это можно реализовать следующей двоичной программой://J B WS ALUop RA1 RA2 const WA 0 1 00 11000 00001 00101 00000011 00000 // Если регистры 1 и 5 равны, // перемести PC на 3 инструкции вперед // (перешагни через две // инструкции блока else) //--------------------------------------- // блок else //--------------------------------------- 0 0 00 00000000000000000000111 00010 // reg[2] = 7 1 0 00 00000 00000 00000 00000011 00000 // goto if_end //--------------------------------------- //--------------------------------------- // блок if //--------------------------------------- 0 0 00 00000000000000000001010 00010 // reg[2] = 10 0 0 00 00000000000000000001111 00011 // reg[3] = 15 //--------------------------------------- 0 0 00 00000000000000000000000 00000 // некая инструкция с меткой if_end // куда будет перемещен PC после // выполнения блока elseРассмотрим второй пример, где нет блока
else:if(reg[1] == reg[5]) { reg[2] = 10; reg[3] = 15; }Как упоминалось ранее, можно реализовать этот условный переход по той же схеме (тогда пример программы на Си примет вид):
if(reg[1] == reg[5]) { reg[2] = 10; reg[3] = 15; } else { goto if_end; } if_end:А можно инвертировать условие:
if(reg[1] != reg[5]) { } else { reg[2] = 10; reg[3] = 15; }В этом случае, нет нужды делать безусловный переход на инструкцию, следующую за инструкциями блока
if, т.к. там нет никаких инструкций.
Такое условие можно реализовать следующей двоичной программой://J B WS ALUop RA1 RA2 const WA 0 1 00 11001 00010 00101 00000011 00000 // Если регистры 2 и 5 НЕ РАВНЫ, // перемести PC на 3 инструкции вперед // (перешагни через две // инструкции блока else) //--------------------------------------- // блок else //--------------------------------------- 0 0 00 00000000000000000001010 00010 // reg[2] = 7 0 0 00 00000000000000000001111 00011 // reg[3] = 15 //---------------------------------------
-
-
В двоичном программировании, реализация циклов лучше всего делается аналогом
do whileв Си (если вы уверены, что первая итерация цикла гарантированно пройдет условие выхода из цикла). В этом случае, вы сперва описываете тело цикла, а затем через условный переход возвращаетесь обратно к началу тела цикла. Если условие не выполнилось, вы автоматически выйдете из цикла. -
Для того, чтобы в конце выполнения программы было легко увидеть результат выполнения, в конец программы необходимо добавить инструкцию безусловного перехода, поле
constкоторой равно нулю. В этом случае, будет выполнятьсяPC=PC+0что приведет к повторению этой инструкции снова и снова. При этом в полеRA1необходимо указать адрес регистра, где хранится результат. На временной диаграмме это отобразится так, что в какой-то момент все сигналы процессора "замрут", а на выходеout_oокажется результат, вычисленный вашей программой. -
После того, как вы написали программу, её необходимо проверить. Для этого сперва необходимо преобразовать её к формату, принимаемому памятью инструкций с помощью программы
cyberconverter. При необходимости, заменить данные в файле, инициализирующем память инструкций актуальными данными. -
Если ваша программа использует данные с внешних устройств, нужно выставить проверяемое вами значение в модуле
testbenchна входsw_iв месте подключения модуляCYBERcobra. -
Проверка работы программы осуществляется аналогично проверке модуля
CYBERcobra— вы достаете внутренние сигналы модуля, и смотрите за поведением сигналов:PC,read_dataпамяти инструкций,flagАЛУ, содержимым регистрового файла. Проверяете, что в конце на выходеout_oразмещено корректное значение.
cyberconverter
cyberconverter — это программа, которая преобразует текстовый файл с инструкциями архитектуры CYBERcobra в текстовый файл, который сможет принять память инструкций.
cyberconverter может обрабатывать файлы, содержащие комментарии (начинающиеся с //), пробелы и пустые строки, а также наборы символов 0 и 1. Комментарии, пробелы и пустые строки удаляются, после чего оставшиеся строки из 32 нулей и единиц конвертируются в шестнадцатиричные значения и записываются в выходной файл.
cyberconverter принимает до двух аргументов. Порядок запуска следующий:
-
Вызов справки:
cyberconverter -h cyberconverter --help -
Преобразование программы, записанной в файле
test.txt, с записью результата в файлprogram.mem:cyberconverter test.txt program.mem -
Если не указан второй аргумент, результат будет записан в файл:
<имя_исходного_файла>_converted.<расширение исходного файла>:cyberconverter test.txtРезультат будет записан в файл
test_converted.txt. -
Если программа будет запущена без аргументов, то исходным файлом будет считаться файл
program.mem.
В случае отсутствия исходного файла, наличия неподдерживаемых символов или неверной длины инструкции будет выведено сообщение об ошибке.
Индивидуальные задания
В приведенных ниже заданиях под a будет подразумеваться некоторое число, заданное в программе (например в программе прописано a=10), под sw_i — вход с внешних устройств. "Вывести в out_o" — означает, что в конце программы необходимо реализовать бесконечный цикл, с указанием в RA1 адреса регистра, хранящего результат (см. пункт 8 раздела "Написание программы под процессор CYBERcobra").
В случае, если задание используется для написания программы на ассемблере, sw_i будет обозначать еще одно число, заданное в программе (как и a), а под "Вывести в out_o" — запись результата в регистр x10 (в назначение этого регистра входит возврат результата функции) в конце выполнения программы.
-
Вычислить циклический сдвиг вправо
a >> sw_i.
Пример:a = 0...01011,sw_i = 0...010.
Результат вычислений:out_o = 110...010. -
Вычислить
a - sw_iбез использования операции вычитания.
Пример:sw_i = 0...011,a = 0...0100.
Результат вычислений:out_o = 0...001. -
Вычислить циклический сдвиг влево
a << sw_i.
Пример:a = 10...01011,sw_i = 0...10.
Результат вычислений:out_o = 0...0101110. -
Поменять местами
[7:0]и[15:8]биты числаsw_i. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...010100000_1110010.
Результат вычислений:out_o = 0...011100101_10100000. -
Вычислить приблизительное значение длины вектора
(a;sw_i). Вычисляется какmax + min/2, гдеmaxиmin— это большее и меньшее из чиселaиsw_iсоответственно.
Пример:a = 0...011,sw_i = 0...0100.
Результат вычислений:out_o = 0...0101.
-
Вычислить
a * sw_iпосредством суммыsw_iзначенийa. Вывести результат вout_o.
Пример:a = 5,sw_i = 4.5 * 4 == 5 + 5 + 5 + 5 = 20.
Результат вычислений:out_o = 0...010100. -
Если
sw_i[1:0] == 00, то вout_oвыводитсяa, еслиsw_i[1:0] == 01, тоb, еслиsw_i[1:0] == 10, тоc, еслиsw_i[1:0] == 11, тоd.
Пример:a = 0...00,b = 0...010,c = 0...011,d = 0...001,sw_i[1:0] = 01.
Результат вычислений:out_o = 0...010. -
Посчитать длину окружности при заданном радиусе
sw_i, считая, чтоpi = 3. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...010.
Результат вычислений:out_o = 0...01100. -
Если
sw_iявляется степенью двойки, то вывестиout_o = 0...01, в противном случае,out_o = 0...0.
Пример 1:sw_i = 0...0100. Результат вычислений:out_o = 0...01.
Пример 2:sw_i = 0...0110. Результат вычислений:out_o = 0...00. -
Найти количество нулей в двоичном представлении числа
sw_i. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 1...10110_0010.
Результат вычислений:out_o = 0...0101. -
Найти наибольший двоичный разряд числа
sw_i, значение которого равно1. Если такого нет, вывести32. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...0110.
Результат вычислений:out_o = 0...010. -
Сформировать число, состоящее из чётных двоичных разрядов числа
sw_i. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...011_1011_1000.
Результат вычисленийout_o = 0...01_0100. -
Найти количество единиц в двоичном представлении числа
sw_i(обрати внимание,sw_i– знаковое число). Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...0101_0110.
Результат вычислений:out_o = 0...0100. -
Найти количество двоичных разрядов, в которых различаются числа
sw_iиa. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...0110,a = 0...01110.
Результат вычислений:out_o = 0...01. -
Вывести в
out_oподряд все единицы входного числаsw_i.
Пример:sw_i = 0...01011011011.
Результат вычислений:out_o=0...01111111. -
Вывести в
out_oзначение выражения:out = (k*a + b) + c, гдеk— этоsw_i[15:12],a— этоsw_i[11:8],b— этоsw_i[7:4],c— этоsw_i[3:0].
Пример:sw_i = 0...0001_0000_0100_0011.
Результат вычислений:out_o = 0...01010.
-
Найти остаток от деления
sw_iнаa. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...0101,a = 0...010.
Результат вычислений:out_o = 0...01. -
Найти и вывести в
out_oколичество вхожденийa[2:0]вsw_iбез пересечений.
Пример:a[2:0] = 010,sw_i = 0...01101_0101.
Результат вычислений:out_o = 0...01. -
Определить, сколько раз встречается
11в двоичном представленииsw_iбез пересечений. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...01110.
Результат вычислений:out_o = 0...01. -
Вывести в
out_oрезультат целочисленного деленияa/sw_i.
Пример:sw_i = 0...010,a = 0...0111.
Результат вычислений:out_o = 0...011. -
Вывести в
out_oсуммуsw_i[3:0]+sw_i[7:4]+sw_i[11:8]+sw_i[15:12].
Пример:sw_i[15:0] = 0001_0010_0011_0000.
Результат вычислений:out_o = 0...0110. -
В числе
sw_iзаменить справа-налево каждое00на11. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 1...101000.
Результат вычислений:out_o = 1...101011.
-
Поменять местами чётные биты числа
sw_iс нечётными битами этого числа (то есть соседние биты поменять местами). Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...01010_0111.
Результат вычислений:out_o = 0...0101_1011. -
Инвертировать первые
sw_iбит числаa. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...011,a = 0...01010_0011.
Результат вычислений:out_o = 0...01010_0100. -
Вывести n-ый член последовательности Фибоначчи Fn. n =
sw_i. Вывести результат вout_o.
Пример:sw_i = 0...0100.
Результат вычислений:out_o = 0...010. -
Поменять в числе
aразрядыi = sw_i[4:0]иj = sw_i[9:5]. Вывести результат вout_o.
Пример:a = 0...01001,sw_i[9:0] = 00000_00001. Значит, в числеанеобходимо поменять местамиа[0]иa[1].
Результат вычислений:out_o = 0...01010.
- Вычислить
a * sw_iс использованием операций сложений и сдвига ("в столбик"). Вывести результат вout_o.
Пример:a = 0...01011,sw_i[9:0] = 0...01110.
Результат вычислений:out_o = 0...010011010.
1011 (11 в двоичном виде)
x 1110 (14 в двоичном виде)
======
0000 (это 1011 x 0)
1011 (это 1011 x 1, сдвинутое на 1 влево)
1011 (это 1011 x 1, сдвинутое на 2 влево)
+ 1011 (это 1011 x 1, сдвинутое на 2 влево)
=========
10011010 (154 в двоичном виде)
- Вывести в
out_on-ый член арифметической прогрессии aN, гдеa1 = a,d = sw_i[15:8],n = sw_i[7:0](d и n неотрицательные).
Пример:sw_i[15:8] = 0000_0010,sw_i[7:0] = 0000_0011,a = 0...01.
Результат вычислений:out_o = 0...0101.
- Удалить все вхождения
sw_i[2:0]изaсо сдвигом вправо (заполняя удаленные области).
Пример:a = 0...010011010,sw_i[2:0] = 101.
Результат вычислений:out_o = 0...010010