mirror of
https://github.com/MPSU/APS.git
synced 2025-09-15 17:20:10 +00:00
* WIP: APS cumulative update * Update How FPGA works.md * Перенос раздела "Последовательностная логика" в отдельный док * Исправление картинки * Исправление оформления индексов * Переработка раздела Vivado Basics * Добавление картинки в руководство по созданию проекта * Исправление ссылок в анализе rtl * Обновление изображения в sequential logic * Исправление ссылок в bug hunting * Исправление ссылок * Рефактор руководства по прошивке ПЛИС * Mass update * Update fig_10 * Restore fig_02
444 lines
43 KiB
Markdown
444 lines
43 KiB
Markdown
# О различиях между блокирующими и неблокирующими присваиваниями
|
||
|
||
Вскоре после начала курса студенты сталкиваются с понятиями "блокирующего" и "неблокирующего" присваивания. Часто объяснения преподавателей по этой теме сопровождаются словами "последовательный" и "параллельный", а также предлагается _просто запомнить_ [[1, стр. 2]](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf):
|
||
|
||
- при описании последовательностной логики (регистров) используйте **неблокирующее** присваивание;
|
||
- при описании комбинационной логики используйте **блокирующее** присваивание.
|
||
|
||
Давайте разберемся что это за присваивания и почему необходимо руководствоваться этими правилами.
|
||
|
||
Начать придется издалека. Несмотря на то, что SystemVerilog является **языком описания аппаратуры**, он так же является и языком для верификации описанной аппаратуры (слово `Verilog` является объединением двух слов: `verification` и `logic` [2, стр. 24]). Для целей верификации в языке выделено целое подмножество конструкций, которые не могут быть использованы для описания аппаратуры — так называемое "_несинтезируемое подмножество языка SystemVerilog_". Разумеется, часть языка, которая может быть использована для описания аппаратуры ("_синтезируемое подмножество языка SystemVerilog_") тоже может использоваться в верификации.
|
||
|
||
Давайте для начала разберемся в том, как будут использоваться операторы присваивания при программном моделировании (так называемой симуляции) — одним из инструментов верификации. Разобравшись в поведении операторов во время симуляции, будет куда проще объяснить результат использования операторов при синтезе цифровой схемы.
|
||
|
||
Введем пару сокращений для удобства дальнейшего повествования:
|
||
|
||
- под `LHS` (left hand side) мы будем подразумевать "выражение, **которому** присваивают";
|
||
- под `RHS` (right hand side) мы будем подразумевать "выражение, **которое** присваивают".
|
||
|
||
В выражении `a = b+c`, `a` является `LHS`, `b+c` является `RHS`.
|
||
|
||
Существует два вида присваиваний: **непрерывное** и **процедурное**.
|
||
|
||
```Verilog
|
||
module example_1(
|
||
input logic a, b
|
||
output logic c, d
|
||
);
|
||
|
||
// непрерывное присваивание
|
||
assign c = a + b;
|
||
|
||
// процедурное присваивание
|
||
always_comb begin
|
||
d = a + b;
|
||
end
|
||
|
||
endmodule
|
||
```
|
||
|
||
_Листинг 1. Пример непрерывного и процедурного присваивания._
|
||
|
||
С непрерывным присваиванием вы знакомитесь в самом начале — это оператор `assign`. Непрерывное присваивание постоянно следит за `RHS` этого оператора, и каждый раз, когда любая часть этого выражения меняет своё значение, производит пересчёт значения `RHS`, а затем сразу же передает это значение `LHS`. Если мы произведем `assign a = b+c`, то каждый раз, когда будет меняться значение `b` или `c`, будет пересчитываться результат их суммы, который сразу же будет присвоен выражению `a`.
|
||
|
||
**Непрерывное присваивание может быть использовано только вне программных блоков.**
|
||
|
||
Под "программными блоками" подразумеваются блоки `always` (всех типов) и `initial`. Есть и другие программные блоки, но в рамках данного курса лабораторных работ вы с ними не столкнетесь. Вообще говоря, синтаксис языка SystemVerilog допускает использование оператора `assign` внутри программного блока (так называемое "**процедурное непрерывное присваивание**")[[2, стр. 232]](https://ieeexplore.ieee.org/document/8299595), однако в рамках данного курса не существует ни одной ситуации, когда это может потребоваться и со 100% вероятностью будет ошибочно.
|
||
|
||
В отличие от непрерывного присваивания, **процедурное присваивание может быть использовано только в программных блоках**.
|
||
|
||
С точки зрения моделирования (не описания аппаратуры), программный блок — это программа (в привычном вам понимании парадигмы программирования), исполняющаяся в отдельном процессе. Программные блоки исполняются независимо друг от друга по определенным событиям.
|
||
|
||
Блоки `initial` (их может быть много) исполняются в момент начала моделирования. Блоки `always` исполняются по событиям, указанным в **списке чувствительности**:
|
||
|
||
- `always @(posedge clk)` будет исполняться каждый раз когда произойдет положительный фронт `clk`;
|
||
- `always @(a,b,c)` будет исполняться каждый раз, когда изменится значение любого из сигналов `a`,`b`,`c`;
|
||
- `always @(*)` будет исполняться каждый раз, когда изменится состояние любой составляющей любого `RHS` в этом блоке (когда изменится хоть что-то, от чего зависит любое выражение слева от оператора присваивания в этом блоке).
|
||
|
||
Похожие правила применимы и к остальным блокам `always`: `always_comb`, `always_ff`, `always_latch` (с некоторыми оговорками, не имеющими значения в рамках данного повествования).
|
||
|
||
Под независимостью исполнения подразумевается то, что порядок исполнения блоков не зависит от очередности, в которой они были описаны. Более того, исполнение одного блока может быть приостановлено, чтобы исполнить другой блок.
|
||
|
||
А вот выражения внутри отдельного программного блока (с точке зрения моделирования) исполняются последовательно. И вот тут на сцену выходят два типа процедурного присваивания: блокирующее и неблокирующее.
|
||
|
||
Блокирующее присваивание (оператор `=`) **блокирует** исполнение дальнейших выражений до завершения вычисления `RHS` и присвоения вычисленного результата `LHS` (иными словами, это привычное вам присваивание из мира программирования, там все работает точно так же).
|
||
|
||
Неблокирующее присваивание (оператор `<=`) производит вычисление `RHS`, запоминает его, и **откладывает** присваивание вычисленного значения, позволяя выполняться остальным выражениям до завершения присваивания `LHS`.
|
||
|
||
Рассмотрим пример, представленный на _рис. 1_.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 1. Пример цепочки блокирующих присваиваний._
|
||
|
||
1. Сперва вычисляется `RHS` первого присваивания программного блока — константа `5`.
|
||
2. Затем, вычисленное значение записывается в LHS первого присваивания — сигнал `a` становится равным `5`.
|
||
3. Далее вычисляется `RHS` следующего присваивания — `a`, которое к этому моменту уже равно `5`.
|
||
4. Поскольку вычисленное `RHS` равняется `5` то `LHS` второго присваивания (`b`) тоже становится равным `5`.
|
||
5. Аналогичным образом `c` тоже становится равным `5`.
|
||
|
||
Обратите внимание, что все это произошло в нулевой момент времени. На временной диаграмме Vivado просто отобразится, что все сигналы одновременно стали равны `5`, однако с точки зрения симулятора это было не так. Другие симуляторы (например `QuestaSim`) позволяют настроить временную диаграмму таким образом, чтобы отображались все переходы между присваиваниями.
|
||
|
||
Посмотрим, как работает аналогичная цепочка неблокирующих присваиваний. Чтобы иллюстрация была более наглядной, предположим, что перед присваиваниями был исполнен какой-то код, который привел `a` в состояние `3`, `b` в `2`, `c` в `7`.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 2. Пример цепочки неблокирующих присваиваний._
|
||
|
||
1. Сперва вычисляется значение `RHS` первого присваивания (`5`). Присваивание этого значения **откладывается** на потом.
|
||
2. Затем вычисляется значение `RHS` второго присваивания. Поскольку `a` еще не присвоили значение `5`, результатом `RHS` становится текущее значение `a` — 3. Присваивание этого значения сигналу `b` **откладывается** на потом.
|
||
3. Аналогичным образом вычисляется `RHS` третьего присваивания (`2`). Присваивание этого значения также **откладывается** на потом.
|
||
|
||
Так называемое "**потом**" наступает, когда завершается вычисление `RHS` всех неблокирующих присваиваний и завершение присвоений всех блокирующих присваиваний (однако "потом" все равно происходит в тот же момент времени, обратите внимание на значение времени на _рис. 2_). В стандарте SystemVerilog этот момент называется `NBA-region` (сокр. от "Non-Blocking Assignment region") [[2, стр. 61]](https://ieeexplore.ieee.org/document/10458102). Выполнение отложенных присваиваний происходит в том же порядке, в котором они шли в программном блоке. Подробнее о том как, работает событийная симуляция (event based simulation) в SystemVerilog, вы можете прочесть в стандарте [IEEE 1800-2023](https://ieeexplore.ieee.org/document/10458102) (раздел 4). Стандарт доступен бесплатно всем желающим по программе "IEEE GET Program".
|
||
|
||
Таким образом, если `LHS` **блокирующего** присваивания используется в качестве операнда `RHS` любого другого последующего присваивания, это выражение будет иметь уже обновленное значение, что очень похоже на "_последовательное вычисление_".
|
||
|
||
С другой стороны значение, присвоенное `LHS` значение с помощью **неблокирующего** присваивания, не может использоваться в качестве операнда `RHS` последующих присваиваний, что создает иллюзию "_параллельного вычисления_" (см. _рис. 3_).
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 3. Иллюстрация блокирующих и неблокирующих присваиваний._
|
||
|
||
Теперь, понимая как работают присваивания с точки зрения моделирования, посмотрим на то, во что могут синтезироваться подобные операторы.
|
||
|
||
Начнем с непрерывного присваивания. Оно превращается в провод, передающий данные от `RHS` к `LHS`. При этом вы должны следить за тем, **что** и **чему** вы присваиваете (не путайте местами `RHS` и `LHS`).
|
||
|
||
То, во что синтезируются блокирующие и неблокирующие присваивания зависит от описываемой логики, поэтому давайте разберём несколько примеров.
|
||
|
||
Начнем с исходного примера c цепочкой блокирующих присваиваний, только теперь перепишем его в синтезируемом виде, сохранив изначальную идею.
|
||
|
||
```Verilog
|
||
module example_2(
|
||
input logic clk,
|
||
input logic [31:0] in,
|
||
output logic [31:0] out
|
||
);
|
||
|
||
logic [31:0] a, b, c;
|
||
|
||
always_ff @(posedge clk) begin
|
||
a = in;
|
||
b = a;
|
||
c = b;
|
||
end
|
||
|
||
assign out = c;
|
||
|
||
endmodule
|
||
```
|
||
|
||
_Листинг 2. Пример описания модуля, использующего цепочку блокирующих присваиваний._
|
||
|
||
Если вы уже знакомы с содержимым документа о том, [как описывать регистры](Registers.md), подумайте: какой будет результат синтеза у этой схемы?
|
||
|
||
---
|
||
|
||
Давайте "прочитаем" эту схему. Мы видим модуль, с входом `in`, выходом `out` и тактирующим синхроимпульсом `clk`. Также мы видим три сигнала `a`, `b`, `c`, которые описываются в блоке `always_ff`, предназначенном для описания регистров. Значение `in` по цепочке этих регистров передается до регистра `c`, выход которого подключен к выходу `out`.
|
||
|
||
Похоже, что здесь был описан [**сдвиговый регистр**](https://ru.wikipedia.org/wiki/Регистр_(цифровая_техника)#Сдвигающие_(последовательные)_регистры), представленный на _рис. 4_.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 4. Трехразрядный сдвиговый регистр._
|
||
|
||
Давайте откроем цифровую схему, сгенерированную Vivado и убедимся в наших выводах.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 5. Схема, сгенерированная Vivado по описанию из Листинга 2._
|
||
|
||
Произошло что-то странное. Вместо трех регистров Vivado создал только один и судя по названию — это последний регистр `c`. Почему это произошло?
|
||
|
||
Изучим внимательней поведение цепочки блокирующих присваиваний, представленное на _рис. 1_.
|
||
|
||
Каждое последующее присваивание ожидало, пока не выполнится предыдущее, таким образом, `RHS` первого присваивания (`5`) сразу же распространился по всем регистрам. Моделируя _Листинг 2_, мы получим **поведение**, когда на вход каждого регистра будет подаваться сигнал `in`.
|
||
|
||
Таким образом на самом деле, мы должны были изобразить нашу схему как на _рис. 6_.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 6. Схема, описанная Листингом 2._
|
||
|
||
Но почему тогда на схеме Vivado не осталось регистров `a` и `b`? Посмотрим на них внимательней. Их выходы ни на что не влияют, они ни к чему не подключены. А значит эти регистры не имеют никакого смысла и, если их убрать, ничего не изменится.
|
||
|
||
При генерации схемы, Vivado вывел в `Tcl Console` следующие предупреждения:
|
||
|
||
```text
|
||
WARNING: [Synth 8-6014] Unused sequential element a_reg was removed. [example_1.sv:10]
|
||
WARNING: [Synth 8-6014] Unused sequential element b_reg was removed. [example_1.sv:11]
|
||
```
|
||
|
||
Vivado обнаружил, что регистры `a` и `b` ни на что не влияют и удалил их со схемы.
|
||
|
||
Если вы используете Vivado 2023.1 и новее, вы можете обнаруживать подобные предупреждения более удобным способом — посредством линтера, который можно вызвать из вкладки `RTL ANALYSIS` окна `Flow Navigator`.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 7. Пример вызова линтера._
|
||
|
||
Давайте заменим в _Листинге 2_ блокирующие присваивания на неблокирующие. Напоминаем, что оператор неблокирующего присваивания записывается как `<=`.
|
||
|
||
```Verilog
|
||
module example_3(
|
||
input logic clk,
|
||
input logic [31:0] in,
|
||
output logic [31:0] out
|
||
);
|
||
|
||
logic [31:0] a,b,c;
|
||
|
||
always_ff @(posedge clk) begin
|
||
a <= in;
|
||
b <= a;
|
||
c <= b;
|
||
end
|
||
|
||
assign out = c;
|
||
|
||
endmodule
|
||
```
|
||
|
||
_Листинг 3. Пример описания модуля, использующего цепочку неблокирующих присваиваний._
|
||
|
||
Посмотрим, какую схему сгенерирует Vivado в этот раз.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 8. Схема, сгенерированная Vivado по описанию из Листинга 3._
|
||
|
||
Вряд ли полученный результат стал для вас неожиданным сюжетным поворотом, но давайте разберемся, почему в этот раз сгенерировалась схема, аналогичная представленной на _рис. 4_.
|
||
|
||
Для этого обратимся к примеру, представленному на _рис. 2_. В данном примере **неблокирующего присваивания** сперва вычислялись значения всех `RHS` (запоминались значения выходов всех регистров) и только потом происходило присваивание новых значений. Подобное **поведение** аналогично поведению сдвиговых регистров.
|
||
|
||
Слово "_поведение_" было выделено дважды неспроста. Описание схем, которое мы сделали называется "**поведенческим описанием схемы**".
|
||
|
||
Можно ли реализовать сдвиговый регистр, используя блокирующие присваивания? Конечно. Например, можно поменять порядок присваиваний как в _Листинге 4_.
|
||
|
||
```Verilog
|
||
module example_4(
|
||
input logic clk,
|
||
input logic [31:0] in,
|
||
output logic [31:0] out
|
||
);
|
||
|
||
logic [31:0] a,b,c;
|
||
|
||
always_ff @(posedge clk) begin
|
||
c = b;
|
||
b = a;
|
||
a = in;
|
||
end
|
||
|
||
assign out = c;
|
||
|
||
endmodule
|
||
```
|
||
|
||
_Листинг 4. Цепочка блокирующих присваиваний в порядке обратном приведенному в Листинге 2._
|
||
|
||
В этом случае, линтер не сообщит ни о каких ошибках, а Vivado сгенерирует схему, аналогичную _рис. 8_
|
||
|
||
Так произошло, поскольку мы разорвали зависимость значений `RHS` последующих присваиваний от значений `LHS` предыдущих (поведение, которое демонстрировала цепочка неблокирующих присваиваний с самого начала). Однако данное решение является скорее хаком, чем примером хорошего проектирования. По сути, мы просто подстроили код, описанный с помощью блокирующих присваиваний таким образом, чтоб он вел себя как код, использующий неблокирующие присваивания.
|
||
|
||
Важно отметить, что при использовании неблокирующих присваиваний, их порядок вообще не имеет значения с точки зрения синтеза.
|
||
|
||
Давайте разнесем логику работы каждого регистра по отдельным блокам `always`.
|
||
|
||
```Verilog
|
||
module example_5(
|
||
input logic clk,
|
||
input logic [31:0] in,
|
||
output logic [31:0] out
|
||
);
|
||
|
||
logic [31:0] a,b,c;
|
||
|
||
always_ff @(posedge clk) begin
|
||
a = in;
|
||
end
|
||
|
||
always_ff @(posedge clk) begin
|
||
b = a;
|
||
end
|
||
|
||
always_ff @(posedge clk) begin
|
||
c = b;
|
||
end
|
||
|
||
assign out = c;
|
||
|
||
endmodule
|
||
```
|
||
|
||
_Листинг 5. Сдвиговый регистр, описанный через блокирующие присваивания в отдельных блоках always._
|
||
|
||
Сгенерированная в Vivado схема будет аналогична _рис. 8_. Но давайте попробуем промоделировать работу этой схемы, подавая случайные воздействия на вход `in`.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 9. Симуляция модуля, описанного Листингом 5._
|
||
|
||
Выглядит как-то не по "сдвигово-регистерски". В чем же дело?
|
||
|
||
Как уже упоминалось ранее, программные блоки (коими являются блоки `always`) исполняются во время моделирования независимо друг от друга в недетерминированном стандартом порядке. На практике это означает то, что сперва может исполниться второй блок, потом третий, а потом первый — либо в любом другом порядке. Разработчик не может (и не должен) рассчитывать на порядок блоков `always` при описании схемы.
|
||
|
||
Конкретно в данной ситуации, симулятор воспроизвел блоки ровно в том порядке, в котором они были описаны. Сперва `a` получил значение `in`, потом `b` получил обновленное значение `a`, затем `c` получил обновленное значение `b`.
|
||
|
||
Поскольку поведение недетерминировано, нельзя однозначно сказать, какую схему должен был воспроизвести синтезатор. В данной ситуации, он воспроизвел схему которую мы хотели получить, но моделирование того же самого модуля демонстрирует поведение вовсе не этой схемы.
|
||
|
||
Если заменить порядок `always` подобно тому, как мы изменили порядок в _Листинге 4_, результат на временной диаграмме совпадет с поведением сдвигового регистра.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 10. Моделирование поведения сдвигового регистра._
|
||
|
||
Однако, как уже объяснялось ранее, вы не можете рассчитывать на такой результат. Сегодня симулятор смоделировал поведение одним образом — завтра он смоделирует этот же код (в котором не изменилась ни одна строка) по-другому, и будет по-прежнему работать в соответствии со стандартом.
|
||
|
||
Для того, чтобы получить детерминированный результат, вам необходимо снова воспользоваться неблокирующим присваиванием, поскольку и в этом случае порядок исполнения блоков `always` не влияет на результат присваиваний — сначала вычисляются значения `RHS` всех неблокирующих присваиваний всех программных блоков, и только потом происходит присваивание этих значений `LHS`.
|
||
|
||
Рассмотрим еще один пример того, как различие в присваиваниях приведет к описанию двух различных схем:
|
||
|
||
```Verilog
|
||
module example_6(
|
||
input logic clk,
|
||
input logic a, b, c,
|
||
output logic d
|
||
);
|
||
|
||
logic temp;
|
||
|
||
always_ff @(posedge clk) begin
|
||
temp = a | b;
|
||
d = c & temp;
|
||
end
|
||
|
||
endmodule
|
||
```
|
||
|
||
_Листинг 6. Пример цепочки блокирующих присваиваний с комбинационной логикой._
|
||
|
||
Остановитесь на минуту и подумайте, схему с каким поведением описывает _Листинг 6_?
|
||
|
||
---
|
||
|
||
Как вы могли догадаться, данный листинг описывает схему с одним регистром `d`, на вход которого подается результат комбинационной логики `c & (a | b)`, поскольку сперва в `temp` попадает результат `a | b` и только после этого вычисляется значение `c & temp`.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 11. Схема, сгенерированная Vivado по описанию из Листинга 6._
|
||
|
||
Попробуйте догадаться о том, что произойдет, если снова заменить блокирующие присваивания на неблокирующие?
|
||
|
||
---
|
||
|
||
Результат изменится следующим образом.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 12. Схема, сгенерированная Vivado по описанию из Листинга 6 после замены блокирующих присваиваний на неблокирующие._
|
||
|
||
Из прочтенного может сложиться впечатление, будто бы автор хочет показать, что блокирующее присваивание — это плохо, а неблокирующее — хорошо, однако это не так. Это просто два похожих инструмента, работающих разными способами, о которых должен знать профессионал, использующий эти инструменты.
|
||
|
||
Одно и тоже описание, использующее разные типы присваиваний может привести к синтезу разных схем.
|
||
|
||
Рассмотрим предыдущий пример еще раз. Нельзя сказать, что одна схема лучше другой — это просто две разные схемы и то, какая из них вам нужна зависит только от вашей задачи.
|
||
|
||
Однако нельзя не заметить, что при использовании блокирующего присваивания, мы "теряли" регистры. Более того, моделирование **неблокирующих** присваиваний ближе всего по поведению приближено к моделированию регистровой логики [[1, стр. 14]](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf).
|
||
|
||
Пока что мы рассматривали только синхронные схемы (схемы, работающие по тактовому синхроимпульсу).
|
||
|
||
Рассмотрим зависимость от типа присваивания в комбинационных схемах. Для этого возьмем предыдущий пример, и уберем тактирующий синхроимпульс.
|
||
|
||
```Verilog
|
||
module example_7(
|
||
input logic a, b, c,
|
||
output logic d
|
||
);
|
||
|
||
logic temp;
|
||
|
||
always_comb begin
|
||
temp = a | b;
|
||
d = c & temp;
|
||
end
|
||
|
||
endmodule
|
||
```
|
||
|
||
_Листинг 7. Пример цепочки блокирующих присваиваний в комбинационной схеме._
|
||
|
||
> Обратите внимание на то, что `always_ff` поменялся на `always_comb`.
|
||
|
||
Как вы думаете, какая схема будет сгенерирована по описанию, представленному _Листинга 7_, и что произойдет с этой схемой, если заменить в нем все блокирующие присваивания на неблокирующие?
|
||
|
||
---
|
||
|
||
Вас может это удивить, но в обоих случаях будет сгенерирована схема, представленная на _рис. 13_.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 13. Схема, сгенерированная Vivado по описанию из Листинга 7._
|
||
|
||
> Девочка остолбенела. У неё возникло отчётливое чувство какой-то ужасной несправедливости по отношению к ней. Гарри Поттер был грязным, отвратительным обманщиком и лжецом. Но во время игры все его ответы были верными. [Элиезер Юдковский / Гарри Поттер и методы рационального мышления]
|
||
|
||
На протяжении всего документа вам рассказывали, что использование блокирующих присваиваний приведет к изменению поведения и синтезу другой схемы, а теперь сами же приводят пример, где схема остается точно такой же!
|
||
|
||
Давайте разберемся по порядку, что же произошло.
|
||
|
||
Все дело в изменении блока `always`. Когда мы использовали `always_ff @(posedge clk)`, этот программный блок исполнялся только один раз за такт.
|
||
|
||
Теперь, когда мы стали использовать блок `always_comb`, правила игры изменились. Нет, принцип работы блокирующих и неблокирующих присваиваний остался тем же самым. Изменилось только то, сколько раз будет вызван данный блок.
|
||
|
||
Начнем со схемы, построенной по описанию, использующему блокирующее присваивание. В общем-то, тут у вас не должно было возникнуть вопросов, логика ровно та же, что была и при построении схемы по _Листингу 6_ (_рис. 11)_, только без выходного регистра. Что логично, ведь мы убрали из описания тактирующий сигнал.
|
||
|
||
Вопрос в том, почему это вдруг схема, построенная после замены блокирующих присваиваний на неблокирующие ведет себя точно так же?
|
||
|
||
Рассмотрим _рис. 14_.
|
||
|
||

|
||
|
||
_Рисунок 14. Моделирование цепочки присваиваний в комбинационном блоке `always`._
|
||
|
||
Комбинационный блок `always` начинает исполняться **каждый раз**, когда операнд любого `RHS` этого блока меняет своё значение.
|
||
|
||
Изначально, блок `always` начал исполняться, когда операнды `a`, `b` и `c` приняли значение `1`, `0` и `1` соответственно. В этот момент (поскольку присваивание неблокирующее), вычисляются значения `RHS` для присваивания сигналам `temp` и `d`. Новое значение `temp` будет `1`, но пока что этого не произошло, и `temp` все ещё в состоянии `x`, поэтому новым значением `d` все ещё будет `x`.
|
||
|
||
После происходит присваивание вычисленных значений сигналам `temp` и `d`.
|
||
|
||
Однако `temp` является операндом `RHS` в выражении `d = c & temp`, поэтому блок `always` запускается еще один раз в этот же момент времени (в примере это `5ns`). Поскольку значения `a` и `b` не менялись, значение `RHS` первого выражения останется прежним. А вот значение `temp` уже иное, поэтому `RHS` второго выражения станет `1`.
|
||
|
||
После повторного присваивания сигналы `temp` и `d` примут установившееся значение. Поскольку ни один из операндов `RHS`—выражений больше не изменил своего значения, блок `always` больше не вызывается.
|
||
|
||
Подобное поведение можно сравнить с переходным процессом в комбинационной схеме.
|
||
|
||
Обратите внимание, поведение схем описанных при разных типах присваивания слегка различаются. При блокирующем присваивании все сигналы приняли установившиеся значения за один проход блока `always`, при неблокирующем потребовалось несколько проходов. Однако с точки зрения пользователя, читающего временную диаграмму, в обоих ситуациях сигналы изменили свое значение мгновенно.
|
||
|
||
Поэтому несмотря на различия в типах присваиваний схемы получились одинаковыми.
|
||
|
||
> Получается что для комбинационной логики нет разницы между блокирующим и неблокирующим присваиванием, после переходных процессов результат будет одинаковым?
|
||
|
||
И да и нет. С точки зрения синтеза схемы так и есть. Однако есть нюанс в случае моделирования схемы. Поведение комбинационной логики лучше моделирует блокирующее присваивание[[1, стр. 14]](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf).
|
||
|
||
## Итоги главы
|
||
|
||
Подведем итоги прочитанному:
|
||
|
||
- Блокирующее присваивание блокирует выполнение остальных операций до завершения текущего присваивания. Оно подобно обычному присваиванию в парадигме программирования.
|
||
- Неблокирующее присваивание сперва вычисляет `RHS`, давая исполниться остальным операциям до самого присваивания.
|
||
|
||
В связи с особенностями поведения блокирующего и неблокирующего присваивания, выведены следующие две максимы:
|
||
|
||
- при описании последовательностной логики (регистров) используйте **неблокирующее** присваивание;
|
||
- при описании комбинационной логики используйте **блокирующее** присваивание.
|
||
|
||
Кроме того, существуют следующие рекомендации и требования[[1, стр. 5]](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf):
|
||
|
||
- _При описании как последовательностной логики, так и комбинационной в одном блоке `always` используйте неблокирующее присваивание._
|
||
- _Не смешивайте в одном блоке блокирующие и неблокирующие присваивания_ — стандарт допускает подобное описание, но оно затрудняет его чтение. Представьте, что читая описание схемы, вам бы постоянно приходилось держать в голове какие присваивания уже произошли, а какие только произойдут, чтобы понять как эта схема работает.
|
||
- _Не смешивайте блокирующие и неблокирующие присваивания для одного и того же сигнала_ — стандарт это запрещает (для блоков `always_ff`, `always_comb`, `always_latch`).
|
||
|
||
## Список источников
|
||
|
||
1. [Clifford E. Cummings / Nonblocking Assignments in Verilog Synthesis, Coding Styles That Kill](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf)
|
||
2. [1800-2017 - IEEE Standard for SystemVerilog--Unified Hardware Design, Specification, and Verification Language](https://ieeexplore.ieee.org/document/8299595)
|