В программе осуществлялся невыровненный доступ в память, использовался непонятный лейбл, инструкция ветвления прыгала на следующую инструкцию, что затруднит проверку результата ветвления. В микроархитектуре была ошибка с генерацией разрешения записи в регистровый файл.
Лабораторная работа 6 "Тракт данных"
Микроархитектуру можно разделить на две части: тракт данных и устройство управления. По тракту данных перемещаются данные (из памяти инструкций, регистрового файла, АЛУ, памяти данных, мультиплексоров), а устройство управления (основной дешифратор команд) получает текущую инструкцию из тракта и в ответ говорит ему как именно выполнить эту инструкцию, то есть управляет тем, как эти данные будут через тракт данных проходить.
Цель
Описать на языке SystemVerilog процессор с архитектурой RISC-V, реализовав его тракт данных, использую ранее разработанные блоки, и подключив к нему устройство управления. В рамках этого трека лабораторных работ требуется реализовать только поддержку обработки слов (то есть БЕЗ инструкций связанных с байтами и полусловами: lh
, lhu
, lb
, lbu
, sh
, sb
).
Ход работы
- Изучить микроархитектурную реализацию однотактного процессора RISC-V (без поддержки команд загрузки/сохранения байт/полуслов)
- Реализовать тракт данных с подключенным к нему устройством управления(#задание)
- Подготовить программу по индивидуальному заданию и загрузить ее в память инструкций
- Сравнить результат работы процессора на модели в Vivado и в симуляторе программы ассемблера
Микроархитектура RISC-V
riscv_core
Рассмотрим микроархитектуру процессорного ядра riscv_core
.
В отличие от реализованного ранее процессора с архитектурой Cybercobra, в данном модуле отсутствует память (она подключается извне, а значит у этого модуля должны быть сигналы интерфейса памяти).
Кроме того, в данной микроархитектуре используется пять различных видов констант (соответствующих определенным типам инструкций).
Константы I
,U
,S
используются для вычисления адресов и значений. Поэтому все эти константы должны быть подключены к АЛУ. А значит теперь, для выбора значения для операндов требуются мультиплексоры, определяющие что именно будет подаваться на АЛУ.
Обратите внимание на константу imm_U
. В отличие от всех остальных констант, она не знакорасширяется, вместо этого к ней приклеивается справа 12 нулевых бит.
Программный счетчик (PC
) теперь также изменяется более сложным образом. Поскольку появился еще один вид безусловного перехода (jalr
), программный счетчик может не просто увеличиться на значение константы из инструкции, но и получить совершенно новое значение в виде суммы константы и значения из регистрового файла (см. на самый левый мультиплексор схемы).
Поскольку обращение во внешнюю память требует времени, необходимо останавливать программный счетчик, чтобы до конца обращения в память не начались исполняться последующие инструкции. Для этого у программного счетчика появился управляющий сигнал stall_i
. Программный счетчик может меняться только когда этот сигнал равен нулю (иными словами, инверсия этого сигнала является сигналом enable
для регистра PC
).
riscv_unit
После реализации процессорного ядра, к нему необходимо подключить память. Это происходит в модуле riscv_unit
.
Обратите внимание на регистр stall
. Этот регистр и будет управлять разрешением на запись в программный счетчик PC
. Поскольку мы используем блочную память, расположенную прямо в ПЛИС, доступ к ней осуществляется за 1 такт, а значит, что при обращении в память, нам необходимо "отключить" программный счетчик ровно на 1 такт. Если бы использовалась действительно "внешняя" память (например чип DDR3), то вместо этого регистра появилась бы другая логика, выставляющая на вход ядра stall_i
единицу пока идет обращение в память.
Задание
Реализовать ядро процессора riscv_core
архитектуры RISC-V по предложенной микроархитектуре. Подключить к нему память инструкций и память данных в модуле riscv_unit
. Проверить работу процессора с помощью программы, написанной на ассемблере RISC-V по индивидуальному заданию, которое использовалось для написания программы для процессора архитектуры CYBERcobra.
Как инициализировать память инструкций новой программой
Поскольку теперь ваш процессор почти полностью соответствует спецификации RISC-V, вы можете пользоваться существующими компиляторами, а значит, теперь для написании программы можно воспользоваться языком ассемблера RISC-V (помните, что пока вы не поддерживаете инструкции lh
, lhu
, lb
, lbu
, sh
, sb
).
Обычно ассемблеры выдают код собранной программы в виде шестнадцатеричных строк. При записи программы в файл инициализации, вы должны убрать префикс 0x
, если таковой имеется, поскольку системная функция инициализации памяти $readmemh
и так уже настроена читать в шестнадцатеричном формате.
Кроме того, поскольку каждая ячейка памяти занимает 8 бит, необходимо разбить строки инструкции на отдельные байты. Однако после того как вы это сделаете, нарушится порядок байт. Микроархитектурная реализация процессора построена с использованием порядка байт под названием Little endian. Это означает, что старший байт инструкции должен располагаться по старшему адресу, младший байт инструкции — по младшему (привязка к Little endian вытекает из двух модулей: памяти инструкций и декодера инструкций). Проблема заключается в том, что функция $readmemh
загружает байты, начиная с младших адресов.
Предположим, мы описываем содержимое памяти инструкций и у нас есть очередная инструкция 0xDEADBEEF
(jal
). Если она должна быть размещена в памяти, начиная с адреса 4
, то байт EF
должен находиться по 4-ому адресу, байт BE
— по пятому и т.п. Допустим, мы разделили байты инструкций символами переноса строк (и что строки в файле нумеруются с нуля). Тогда соответствие между строкой, байтом инструкции и адресом в памяти, где этот байт должен быть расположен будет следующим:
Если после разделения инструкции переносами, мы не изменим порядок байт в файле, при считывании файла САПР будет инициализировать память наоборот: ячейка с младшим адресом будет проинициализирована строкой с младшим номером. Если оставить все как есть, процессор считает из памяти инструкцию 0xEFBEADDE
(вместо jal получаем нелегальную инструкцию, т.к. младшие 2 бита не равны 1).
Чтобы данные легли в память в нужном порядке, необходимо изменить порядок следования байт в текстовом файле. Современные текстовые редакторы поддерживают режим множественных курсоров, что позволяет довольно быстро выполнить данную процедуру.
Пример такого редактирования
В VSCode дополнительные курсоры создаются либо через `alt+ЛКМ`, либо через `alt+ctrl+UP`, `alt+ctrl+DOWN`. Vivado так же поддерживает множественные курсоры (проведя мышью с зажатой ЛКМ вдоль нужных строк при зажатой клавише `Ctrl`).Напишем простую программу, которая использует все типы инструкций для проверки нашего процессора. Сначала напишем программу на ассемблере:
00: addi x1, x0, 0x75С
04: addi x2, x0, 0x8A7
08: add x3, x1, x2
0C: and x4, x1, x2
10: sub x5, x4, x3
14: mul x6, x3, x4 // неподдерживаемая инструкция
18: jal x15, 0x00034 // прыжок на адрес 0x4C
1C: jalr x15, 0x0(x6)
20: slli x7, x5, 31
24: srai x8, x7, 1
28: srli x9, x8, 29
2C: sw x1, 0x0(x4)
30: lw x10, 0x0(x4)
34: lui x11, 0xFFF80
38: auipc x12, 0x00004
3C: bne x3, x4, 0x08 // перескок через
40: // нелегальную нулевую инструкцию
44: jal x13, 0x00004
48: jalr x14, 0x0(x13)
4C: jalr x15, 0x4(x15)
Теперь в соответствии с кодировкой инструкций переведем программу в машинные коды:
00: 011101011100 00000 000 00001 0010011
04: 100010100111 00000 000 00010 0010011
08: 0000000 00001 00010 000 00011 0110011
0C: 0000000 00001 00010 111 00100 0110011
10: 0100000 00011 00100 000 00101 0110011
14: 0000001 00011 00100 000 00110 0110011
18: 00000011010000000000 01111 1101111
1C: 000000000000 00110 000 01111 1100111
20: 0000000 11111 00101 001 00111 0010011
24: 0100000 00001 00111 101 01000 0010011
28: 0000000 11101 01000 101 01001 0010011
2C: 0000000 00001 00100 010 00000 0100011
30: 000000000000 00100 010 01010 0000011
34: 11111111111110000000 01011 0110111
38: 00000000000000000100 01100 0010111
3C: 0000000 00011 00100 001 01000 1100011
40: 00000000 00000000 00000000 00000000
44: 00000000010000000000 01101 1101111
48: 000000000000 01101 000 01110 1100111
4C: 000000000100 01111 000 01111 1100111
Данная программа, представленная в шестнадцатиричном формате находится в файле program.txt.
Порядок выполнения задания
- Внимательно ознакомьтесь микроархитектурной реализацией. В случае возникновения вопросов, проконсультируйтесь с преподавателем.
- Реализуйте модуль
riscv_core
. Для этого:- В
Design Sources
проекта с предыдущих лаб, создайтеSystemSystemVerilog
-файлriscv_core.sv
. - Опишите в нем модуль процессор
riscv_core
с таким же именем и портами, как указано в задании.- Процесс реализации модуля очень похож на процесс описания модуля cybercobra, однако теперь появляется:
- декодер
- дополнительные мультиплексоры и знакорасширители.
- Процесс реализации модуля очень похож на процесс описания модуля cybercobra, однако теперь появляется:
- Создайте в проекте новый
SystemSystemVerilog
-файлriscv_unit.sv
и опишите в нем модульriscv_unit
, объединяющий ядро процессора (riscv_core
) с памятями инструкция и данных.
- В
- После описания модуля, его необходимо проверить с помощью тестового окружения.
- Тестовое окружение находится
здесь
. - Программа, которой необходимо проинициализировать память инструкций находится
здесь
. - Для запуска симуляции воспользуйтесь
этой инструкцией
. - Перед запуском симуляции убедитесь, что выбран правильный модуль верхнего уровня.
- Во время симуляции убедитесь, что в логе есть сообщение о завершении теста!
- Вполне возможно, что после первого запуска вы столкнетесь с сообщениями о множестве ошибок. Вам необходимо исследовать эти ошибки на временной диаграмме и исправить их в вашем модуле.
- Тестовое окружение находится
- Добавьте в проект модуль верхнего уровня (nexys_riscv_unit.sv), соединяющий основной ваш процессор с периферией в ПЛИС. Описание работы модуля находится здесь.
- Подключите к проекту файл ограничений (nexys_a7_100t.xdc), если тот еще не был подключен, либо замените его содержимое данными из файла к этой лабораторной работе.
- Проверьте работу процессора в ПЛИС.
Прочти меня, когда выполнишь.
Поздравляю, ты сделал(а) свой первый взрослый процессор! Теперь ты можешь говорить:Я способен(на) на всё! Я сам(а) полностью, с нуля, сделал(а) процессор с архитектурой RISC-V! Что? Не знаешь, что такое архитектура? Пф, щегол! Подрастешь – узнаешь