# Лекция 1. Вводная В этой лекции вы познакомились с кругом вопросов, которым занимается дисциплина «Архитектура процессорных систем», посмотрели небольшой исторический очерк, обобщенный план дисциплины и разобрали несколько основных определений (которые надо знать!), такие как: > **Процессор** — программно-управляемое устройство, выполненное на одной интегральной схеме и предназначенное для цифровой обработки информации и управления этим процессом. > **Архитектура** — абстрактная модель функциональных возможностей процессора (средства, которыми может пользоваться программист). > **Микроархитектура** — физическая модель процессора, которая устанавливает состав, порядок и принципы взаимодействия его основных функциональных частей (структурная организация). ## Основные материалы лекции 1. [Ссылка](http://www.youtube.com/watch?v=Xtc7NkQUGpE) на видеозапись лекции 2. Отличный текст про абстракцию, базовые принципы управления сложностью и системы счисления, если вдруг ты забыл как это **[Харрис и Харрис**. *Цифровая схемотехника и архитектура компьютера —* параграф 1.2] 3. Разбор понятий архитектуры и микроархитектуры, в том числе согласно международному стандарту [**Орлов и Цилькер**. *Организация ЭВМ и систем* — Глава 1. параграф 'Определение понятий «организация» и «архитектура»'] 4. Общее представление о дисциплине и несколько основных определений, которые необходимо знать и понимать [**Кафедра ВТ**. *Микропроцессорные средства и системы* — Лекция 1.1] 5. [Здесь](https://studfiles.net/preview/2523586/page:2/) классификация процессоров по выполняемым функциям, приведенная на лекции, другая классификация с пояснениями есть в сборнике лекций [**Кафедра ВТ**. *Микропроцессорные средства и системы* — Лекция 1.1] ## Дополнительные материалы к лекции для саморазвития 1. Более подробный исторический обзор развития процессоров [**Орлов и Цилькер**. *Организация ЭВМ и систем* — Глава 1. параграф 'Эволюция средств автоматизации вычислений'] 2. Статистическая информация о положении дел на рынке полупроводников, можно посмотреть и почитать по [ссылочке](https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Полупроводники_(мировой_рынок)) ## Популярные материалы 1. Пример проектирования сумматора (элемент процессора выполняющий операцию сложения двоичных чисел) не на транзисторах, а прямо в компьютерной игре на ветряных мельницах и сточных водах, по [ссылочке](https://dtf.ru/games/59663-igrok-sozdal-v-cities-skylines-summator-rabotayushchiy-na-vetryanyh-melnicah-i-stochnyh-vodah) 2. Восьмибитный процессор сделанный [прямо в Minecraft](https://www.youtube.com/watch?v=ziv8SXfMbkk) 3. Популярная [статья](https://thecode.media/intel_inside/) о том, как производят процессоры