# Лабораторная работа 4 "Примитивное программируемое устройство" В этой лабораторной работе на основе ранее разработанных блоков памяти и АЛУ ты соберешь простой учебный процессор с архитектурой `CYBERcobra 3000 Pro 2.1`. Это нужно для более глубокого понимания принципов работы программируемых устройств, чтобы проще было понять архитектуру RISC-V в будущем. ## Допуск к лабораторной работе Для выполнения этой лабораторной работы, необходимо в полной мере освоить следующие элементы синтаксиса языка SystemVerilog: 1. Описание модулей, их создание внутри других модулей и оператор непрерывного присваивания `assign` ([Modules.md](../../Basic%20Verilog%20structures/Modules.md)). 2. Описание мультиплексоров: с помощью `тернарного оператора`, блоков `case` и `if/else`. Знать особенности использования этих блоков и особенности синтеза комбинационной логики внутри блока `always` ([Multiplexors.md](../../Basic%20Verilog%20structures/Multiplexors.md)). 3. Описание регистров ([Registers.md](../../Basic%20Verilog%20structures/Registers.md)). 4. Оператор конкатенации ([Concatenation.md](../../Basic%20Verilog%20structures/Concatenation.md)). 5. Отладку проекта по временной диаграмме ([Debug manual.md](../../Vivado%20Basics/Debug%20manual.md)). ## Цель Реализовать простейшее программируемое устройство с архитектурой `CYBERcobra 3000 Pro 2.1` ## Ход работы 1. Изучить принцип работы процессоров (соответствующий раздел [#теории](#теория-про-программируемое-устройство)) 2. Познакомиться с архитектурой и микроархитектурой `CYBERcobra 3000 Pro 2.1` (раздел про эту [#архитектуру](#архитектура-cybercobra-3000-pro-21-и-ее-микроархитектура)) 3. Изучить необходимые для описания процессора конструкции SystemVerilog (раздел [#инструменты](#инструменты-для-реализации-процессора)) 4. Реализовать процессор с архитектурой `CYBERcobra 3000 Pro 2.1` ([#задание по разработке аппаратуры](#задание-по-реализации-процессора)) 5. Проверить работу процессора в ПЛИС. Доп. задание, выполняемое дома: 6. Написать программу для процессора и на модели убедиться в корректности ее выполнения ([#задание по разработке программы](#задание-по-проверке-процессора)) > Для того, чтобы номера таблиц и рисунков лучше соотносились друг с другом и сопутствующим текстом, первая схема разрабатываемой микроархитектуры будет обозначена как Рисунок 0. Все последующие схемы будут совпадать по нумерации с таблицами, обозначающими способ кодирования инструкций. ## Теория про программируемое устройство В обобщенном виде, процессор включает в себя память, АЛУ, устройство управления и интерфейсную логику для организации ввода/вывода. Также, в процессоре есть специальный регистр `PC` (**Program Counter** – счетчик команд), который хранит в себе число – адрес ячейки памяти, в которой лежит инструкция, которую нужно выполнить. Инструкция тоже представляет собой число, в котором закодировано `что нужно сделать` и `с чем это нужно сделать`. Алгоритм работы процессора следующий: 1. Из памяти считывается инструкция по адресу `PC` 2. Устройство управления дешифрует полученную инструкцию (то есть определяет какую операцию нужно сделать, где взять операнды и куда разместить результат) 3. Декодировав инструкцию, устройство управления выдает всем блокам процессора (АЛУ, регистровый файл, мультиплексоры) соответствующие управляющие сигналы, тем самым выполняя эту инструкцию. 4. Изменяется значение `PC`. 5. Цикл повторяется с `п.1`. Любая инструкция приводит к изменению состояния памяти. В случае процессора с архитектурой `CYBERcobra 3000 Pro 2.1` есть два класса инструкций: одни изменяют содержимое регистрового файла — это инструкции записи. Другие изменяют значение `PC` — это инструкции перехода. В первом случае используются вычислительные инструкции и инструкции загрузки данных из других источников. Во-втором случае используются инструкции перехода. Если процессор обрабатывает вычислительную инструкцию, то `PC` перейдет к следующей по порядку инструкции. На лабораторной работе, посвященной памяти, мы сделали память инструкций с [побайтовой адресацией](../03.%20Register%20file%20and%20memory/README.md#1-память-инструкций). Это означает, что каждый байт памяти имеет свой собственный адрес. Поскольку длина инструкции составляет `4 байта`, для перехода к следующей инструкции `PC` должен быть увеличен на `4` (`PC = PC + 4`). При этом, регистровый файл сохранит результат некоторой операции на АЛУ или данные со входного порта. Если же обрабатывается инструкция перехода, то возможно два варианта. В случае безусловного или успешного условного перехода, значение `PC` увеличится на значение константы, закодированной внутри инструкции `PC = PC + const*4` (иными словами, `const` говорит о том, через сколько инструкций перепрыгнет `PC`, `const` может быть и отрицательной). В случае же неуспешного условного перехода `PC`, как и после вычислительных команд, просто перейдет к следующей инструкции, то есть `PC = PC + 4`. > Строго говоря `PC` меняется при выполнении любой инструкции (кроме случая `const = 0`, то есть перехода инструкции на саму себя `PC = PC + 0*4`). Разница в том, на какое значение `PC` изменится. В вычислительных инструкциях это всегда адрес следующей инструкции, программа не управляет `PC`, он "сам знает", что ему делать. В инструкциях перехода программа и контекст определяют, что произойдет с `PC`. ## Архитектура CYBERcobra 3000 Pro 2.1 и ее микроархитектура В качестве первого разрабатываемого программируемого устройства предлагается использовать архитектуру специального назначения `CYBERcobra 3000 Pro 2.1`, которая была разработана в **МИЭТ**. Главным достоинством данной архитектуры является простота ее понимания и реализации. Главным ее минусом является неоптимальность ввиду неэффективной реализации кодирования инструкций, что приводит к наличию неиспользуемых битов в программах. Но это неважно, так как основная цель разработки процессора с архитектурой `CYBERcobra 3000 Pro 2.1` — это более глубокое понимание принципов работы программируемых устройств, которое поможет при разработке более сложного процессора с архитектурой **RISC-V**. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/logoCC3000.svg](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/logoCC3000.svg) Простота архитектуры `CYBERcobra 3000 Pro 2.1` проявляется, в том числе, за счет отсутствия памяти данных. Это значит, что данные c которыми работает программа могут храниться только в регистровом файле. Также в таком процессоре почти полностью отсутствует устройство управления (формально оно существует, но состоит только из проводов и пары логических вентилей). Архитектурой предусмотрена поддержка 19 инструкций (5 типов команд): Первые два типа содержат 16 инструкций, которые выполняются на АЛУ: - 10 вычислительных - 6 операций сравнения для условного перехода Кроме того, есть инструкции: - безусловного перехода - загрузки константы - загрузки данных с внешнего устройства. К классу инструкций записи, то есть тех, которые меняют значение регистрового файла, можно отнести: 10 вычислительных, загрузки константы и загрузки данных с внешнего устройства. К классу инструкций перехода: 6 операций сравнения для условного перехода и безусловный переход. ### Последовательное считывание инструкций Будем рассматривать архитектуру (функции процессора) и микроархитектуру (реализация процессора) одновременно, прослеживая рассуждения их разработчика. Для начала реализуем базовый функционал, подключив счетчик команд `PC` к памяти инструкций `instr_mem` и сумматору, прибавляющему 4 к `PC`. Выход сумматора подключим ко входу `PC`. Каждый раз, когда будет происходить тактовый импульс (переключение `clk_i` из 0 в 1), значение `PC` будет увеличиваться на `4`, тем самым указывая на следующую инструкцию. Последовательное считывание программы из памяти готово. Так как операции будут выполняться только над данными в регистровом файле, то его можно сразу подключить к АЛУ, соединив порты чтения `read_data1_o` и `read_data2_o` со входами операндов АЛУ, а результат операции АЛУ подключив к порту на запись `write_data_i`. Полученный результат изображен на _рис. 0_. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_0.drawio.svg](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_0.drawio.svg) _Рисунок 0. Размещение на схеме основных блоков._ Для компактности схемы, названия портов регистрового файла сокращены (`RA1` обозначает `read_addr1_i` и т.п.). ### Кодирование вычислительных инструкций Чтобы добавить поддержку каких-либо инструкций, необходимо договориться **как** они будут кодироваться (эта часть относится к вопросам архитектуры). Вычислительные инструкции требуют следующую информацию: 1. по каким адресам регистрового файла лежат операнды? 2. по какому адресу будет сохранен результат? 3. какая операция должна быть выполнена? Для этого в инструкции были выбраны следующие поля: 5 бит (`[27:23]`) для кодирования операции на АЛУ, два раза по 5 бит для кодирования адресов операндов в регистровом файле (`[22:18]` и `[17:13]`) и 5 бит для кодирования адреса результата (`[4:0]`). _Таблица 1_ демонстрирует деление 32-битной инструкции на поля `alu_op`, `RA1`, `RA2` и `WA`. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_1.png](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_1.png) _Таблица 1. Кодирование вычислительных инструкций в архитектуре CYBERcobra 3000 Pro v2.1._ ``` C reg_file[WA] ← reg_file[RA1] {alu_op} reg_file[RA2] ``` Запись выше является некоторой формализацией выполняемой функции, которая как бы отвечает на вопрос "а что, собственно, будет сделано?". В регистр по адресу WA (`reg_file[WA]`) будет записан (`←`) результат операции alu_op (`{alu_op}`) между регистрами по адресам RA1 (`reg_file[RA1]`) и RA2 (`reg_file[RA1]`). ### Реализация вычислительных инструкций Чтобы процессор правильно реагировал на эти инструкции, требуется подключить ко входам адреса регистрового файла и управляющему входу АЛУ соответствующие биты выхода `read_data` памяти инструкции (**Instruction Memory**). В таком случае, когда `PC` будет указывать на ячейку памяти, в которой лежит, например, следующая 32-битная инструкция: ```text 0000 00111 00100 01000 00000000 11100 |alu_op| RA1 | RA2 | | WA ``` будет выполнена операция `reg_file[28] = reg_file[4] | reg_file[8]`, потому что `alu_op = 00111`, что соответствует операции **логического ИЛИ**, `WA = 11100`, то есть 28-ой регистр, `RA1 = 00100` (4-ый регистр) и `RA2 = 01000` (8-ой регистр). _Рис. 1_ иллюстрирует фрагмент микроархитектуры, поддерживающий вычислительные операции на АЛУ. Так как пока что другие инструкции не поддерживаются, то вход `WE` регистрового файла всегда равен `1` (это временно). ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_1.drawio.svg](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_1.drawio.svg) _Рисунок 1. Подключение АЛУ и регистрового файла для реализации вычислительных инструкций._ ### Реализация загрузки константы в регистровый файл Информация как-то должна попадать в регистровый файл, для этого добавим инструкцию загрузки константы по адресу `WA`. Чтобы аппаратура могла различать, когда ей нужно выполнять операцию на АЛУ, а когда загружать константу, назначим один бит инструкции определяющим "что именно будет записано в регистровый файл": результат с АЛУ или константа из инструкции. За это будет отвечать 28-ой бит инструкции `WS` (**Write Source**). Если `WS == 1`, значит выполняется вычислительная инструкция, а если `WS == 0`, значит нужно загрузить константу в регистровый файл. Сама константа имеет разрядность **23 бита** ([27:5] биты инструкции) и должна быть **знакорасширена** до 32-х бит, то есть к 23-битной константе нужно приклеить слева 9 раз 23-ий знаковый бит константы (см. [оператор конкатенации](../../Basic%20Verilog%20structures/Concatenation.md)). Пример: если [27:5] биты инструкции равны: ```text 10100000111100101110111 ``` то после знакорасширения константа примет вид: ```text 11111111110100000111100101110111 ``` (если бы старший бит был равен нулю, то константа заполнилась бы слева нулями, а не единицами). Нет ничего страшного в том, что биты константы попадают на те же поля, что и `alu_op`, `RA1` и `RA2` — когда выполняется инструкция загрузки константы не важно что будет выдавать АЛУ в этот момент (ведь благодаря мультиплексору на вход регистрового файла приходит константа). А значит не важно и что приходит в этот момент на АЛУ в качестве операндов и кода операции. _Таблица 2_ демонстрирует деление 32-битной инструкции на поля `alu_op`, `RA1`, `RA2`, `WA`, `WS` и `const`, **с перекрытием полей**. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_2.png](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_2.png) _Таблица 2. Добавление кодирования источника записи и 23-битной константы._ ``` C reg_file[WA] ← const ``` Так как вход записи уже занят результатом операции АЛУ, его потребуется мультиплексировать со значением константы из инструкции, которая предварительно **знакорасширяется** в блоке `SE`. На входе `WD` регистрового файла появляется мультиплексор, управляемый 28-м битом инструкции, который и определяет, что будет записано: константа или результат вычисления на АЛУ. Например, в такой реализации следующая 32-битная инструкция поместит константу `-1` в регистр по адресу `5`: ```text 000 0 11111111111111111111111 00101 |WS| RF_const | WA | ``` На _рис. 2_ приводится фрагмент микроархитектуры, поддерживающий вычислительные операции на АЛУ и загрузку констант из инструкции в регистровый файл. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_2.drawio.svg](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_2.drawio.svg) _Рисунок 2. Добавление константы из инструкции в качестве источников записи в регистровый файл._ ### Реализация загрузки в регистровый файл данных с внешних устройств Чтобы процессор мог взаимодействовать с внешним миром добавим возможность загрузки данных с внешних устройств в регистр по адресу `WA`. Появляется третий тип инструкции, который определяет третий источник ввода для регистрового файла. Одного бита `WS` для выбора одного из трех источников будет недостаточно, поэтому расширим это поле до 2 бит. Теперь, когда `WS == 0` будет загружаться константа, когда `WS == 1` – будет загружаться результат вычисления АЛУ, а при `WS == 2` будут загружаться данные с внешних устройств. Остальные поля в данной инструкции не используются. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_3.png](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_3.png) _Таблица 3. Кодирование в инструкции большего числа источников записи._ ``` C reg_file[WA] ← sw_i ``` По аналогии с загрузкой констант увеличиваем входной мультиплексор до 4 входов и подключаем к нему управляющие сигналы – `[29:28]` биты инструкции. Последний вход используется, чтобы разрешить неопределенность на выходе при `WS == 3`(`default`-вход, см. [мультиплексор](../../Basic%20Verilog%20structures/Multiplexors.md)). Выход OUT подключается к первому порту на чтение регистрового файла. Значение на выходе OUT будет определяться содержимым ячейки памяти по адресу `RA1`. На _рис. 3_ приводится фрагмент микроархитектуры, поддерживающий вычислительные операции на АЛУ, загрузку констант из инструкции в регистровый файл и загрузку данных с внешних устройств. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_3.drawio.svg](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_3.drawio.svg) _Рисунок 3. Подключение к схеме источников ввода и вывода._ ### Реализация условного перехода С реализованным набором инструкций полученное устройство нельзя назвать процессором – пока что это продвинутый калькулятор. Добавим поддержку инструкции условного перехода, при выполнении которой программа будет перепрыгивать через заданное количество команд. Чтобы аппаратура отличала эту инструкцию от других будем использовать 30-ый бит `B` (`branch`). Если `B == 1`, значит это инструкция условного перехода и, если условие перехода выполняется, к `PC` надо прибавить константу. Если `B == 0`, значит это какая-то другая инструкция и к `PC` надо прибавить четыре. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_4.png](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_4.png) _Таблица 4.Кодирование условного перехода._ Для вычисления результата условного перехода, нам необходимо выполнить операцию на АЛУ и посмотреть на сигнал `flag`. Если он равен 1, переход выполняется, в противном случае — не выполняется. А значит, нам нужны операнды `A`, `B`, и `alu_op`. Кроме того, нам необходимо указать насколько мы сместимся относительно текущего значения `PC` (константу смещения, `offset`). Для передачи этой константы лучше всего подойдут незадействованные биты инструкции `[12:5]`. Обратим внимание на то, что `PC` 32-битный и должен быть всегда кратен четырем (`PC` не может указывать кроме как в начало инструкции, а каждая инструкция длиной в 32 бита). Чтобы константа смещения указывала на число инструкций, а не число байт, необходимо увеличить её в 4 раза. Это можно сделать, если приклеить к ней справа два нулевых бита (так же как в десятичной системе можно умножить число на 102=100 если дописать справа от него два нуля). Кроме того, чтобы разрядность константы совпадала с разрядностью `PC`, необходимо знакорасширить её до 32 бит. Приведенный ниже Си-подобный псевдокод (далее мы назовем его псевдоассемблером) демонстрирует кодирование инструкций с новым полем `B`: ``` C if (reg_file[RA1] {alu_op} reg_file[RA2]) PC ← PC + const * 4 else PC ← PC + 4 ``` Так как второй вход сумматора счетчика команд занят числом 4, то для реализации условного перехода этот вход надо мультиплексировать с константой. Мультиплексор при этом управляется 30-ым битом `B`, который и определяет, что будет прибавляться к `PC`. Сигнальные линии, которые управляют АЛУ и подают на его входы операнды уже существуют. Поэтому на схему необходимо добавить только логику управления мультиплексором на входе сумматора счетчика команд так. Эта логика работает следующим образом: 1. если сейчас инструкция условного перехода 2. и если условие перехода выполнилось, то к `PC` прибавляется знакорасширенная константа, умноженная на 4. В противном случае, к `PC` прибавляется 4. Так как теперь не любая инструкция приводит к записи в регистровый файл, появляется необходимость управлять входом `WE` так, чтобы при операциях условного перехода запись в регистровый файл не производилась. Это можно сделать, подав на WE значение `!B` (запись происходит, если сейчас **не операция условного перехода**). ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_4.drawio.svg](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_4.drawio.svg) _Рисунок 4. Реализация условного перехода._ ### Реализация безусловного перехода Осталось добавить поддержку инструкции безусловного перехода, для идентификации которой используется оставшийся 31-ый бит `J`(jump). Если бит `J == 1`, то это безусловный переход, и мы прибавляем к `PC` знакорасширенную константу смещения, умноженную на 4 (как это делали и в условном переходе). ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_5.png](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_code_5.png) _Таблица 5. Кодирование безусловного перехода._ ``` C PC ← PC + const*4 ``` Для реализации безусловного перехода, нам необходимо добавить дополнительную логику управления мультиплексором перед сумматором. Итоговая логика его работы звучит так: 1. Если сейчас инструкция безусловного перехода 2. ИЛИ если сейчас инструкция условного перехода 3. И если условие перехода выполнилось Кроме того, при безусловном переходе в регистровый файл так же ничего не пишется. А значит, необходимо обновить логику работы сигнала разрешения записи `WE`, который будет равен 0 если сейчас инструкция условного или безусловного перехода. На _рис. 5_ приводится итоговый вариант микроархитектуры процессора `CYBERcobra 3000 Pro 2.1`. ![../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_5.drawio.svg](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_5.drawio.svg) _Рисунок 5. Реализация безусловного перехода._ ### Финальный обзор Итого, архитектура `CYBERcobra 3000 Pro 2.1` поддерживает 5 типов инструкций, которые кодируются следующим образом (иксами помечены биты, которые не задействованы в данной инструкции): 1. 10 вычислительных инструкций `0 0 01 alu_op RA1 RA2 xxxx xxxx WA` 2. Инструкция загрузки константы `0 0 00 const WA` 3. Инструкция загрузки из внешних устройств `0 0 10 xxx xxxx xxxx xxxx xxxx xxxx WA` 4. Безусловный переход `1 0 xx xxx xxxx xxxx xxxx const xxxxx` 5. 6 инструкций условного перехода `0 1 xx alu_op RA1 RA2 const x xxxx` При кодировании инструкций используются следующие поля: - J – однобитный сигнал, указывающий на выполнение безусловного перехода; - B – однобитный сигнал, указывающий на выполнение условного перехода; - WS – двухбитный сигнал, указывающий источник данных для записи в регистровый файл: - 0 – константа из инструкции; - 1 – результат с АЛУ; - 2 – внешние данные; - 3 – не используется; - alu_op – 5-битный сигнал кода операции АЛУ (в соответствии с таблицей из лабораторной по АЛУ); - RA1 и RA2 – 5-битные адреса операндов из регистрового файла; - offset – 8-битная константа для условного / безусловного перехода; - const — 23-битная константа для загрузки в регистровый файл; - WA – 5-битный адрес регистра, в который будет записан результат. Напишем простую программу для этого процессора, которая в бесконечном цикле увеличивает значение первого регистра на 1. Сначала напишем программу на псевдоассемблере (используя предложенную мнемонику): ``` C reg_file[1] ← -1 // загрузить константу `-1` регистр 1 reg_file[2] ← sw_i // загрузить значение с входа sw_i в регистр 2 reg_file[3] ← 1 // загрузить константу `1` регистр 3 reg_file[1] ← reg_file[1] + reg_file[3] // сложить регистр 1 с регистром 3 и // поместить результат в регистр 1 if (reg_file[1] < reg_file[2]) // если значение в регистре 1 меньше // значения в регистре 2, PC ← PC – 1 // возврат на 1 инструкцию назад out_o = reg_file[1], PC ← PC + 0 // бесконечное повторение этой инструкции // с выводом на out_o значения в регистре 1 ``` Теперь в соответствии с кодировкой инструкций переведем программу в машинные коды: ```text 0 0 00 11111111111111111111111 00001 0 0 10 00000000000000000000000 00010 0 0 00 00000000000000000000001 00011 0 0 01 00000 00001 00011 00000000 00001 0 1 00 11110 00001 00010 11111111 00000 1 0 00 00000 00001 00000 00000000 00000 ``` Полученную программу можно помещать в память программ и выполнять на процессоре. ## Инструменты для реализации процессора Так как все модули процессора написаны, основная часть кода описания процессора будет связана с подключением этих модулей друг к другу. Подробнее о подключении модулей сказано в [Modules.md](../../Basic%20Verilog%20structures/Modules.md). Для реализации блоков знакорасширения с умножением на 4 подходит использование оператора конкатенации ([Concatenation.md](../../Basic%20Verilog%20structures/Concatenation.md)). ## Задание по реализации процессора Разработать процессор `CYBERcobra` (см. [_рис. 5_](../../.pic/Labs/lab_04_cybercobra/ppd_5.drawio.svg)), объединив ранее разработанные модули: - Память инструкций (проинициализированную в двоичном формате файлом [`example.mem`](example.mem)) - Регистровый файл - Арифметико-логическое устройство - 32-битный сумматор Кроме того, необходимо описать регистр счетчика команд и логику его работы, в соответствии с ранее представленной микроархитектурой. ```SystemVerilog module CYВЕRcоbrа ( inрut logic clk_i, inрut logic rst_i, inрut logic [15:0] sw_i, оutрut logic [31:0] out_o ); // тут твой код, о котором говорится чуть выше endmodule ``` ## Порядок выполнения задания 1. Внимательно ознакомьтесь с [заданием](#задание-по-реализации-процессора). В случае возникновения вопросов, проконсультируйтесь с преподавателем. 2. Реализуйте модуль `CYBERcobra`. Для этого: 1. В `Design Sources` проекта с предыдущих лаб, создайте `SystemVerilog`-файл `cybercobra.sv`. 2. Опишите в нем модуль процессора с таким же именем и портами, как указано в [задании](#задание-по-реализации-процессора) (обратите внимание на регистр имени модуля). 1. В первую очередь, необходимо создать счетчик команд и все вспомогательные провода. При создании, **следите за разрядностью**. 2. Затем, необходимо создать экземпляры модулей: памяти инструкции, АЛУ, регистрового файла и сумматора. При подключении сигналов сумматора, надо **обязательно** надо подать нулевое значение на входной бит переноса. Выходной бит переноса подключать не обязательно. 3. После этого, необходимо описать оставшуюся логику: 1. Программного счетчика 2. Сигнала управления мультиплексором, выбирающим слагаемое для программного счетчика 3. Сигнала разрешения записи в регистровый файл 4. Мультиплексор, выбирающий слагаемое для программного счетчика 5. Мультиплексор, выбирающий источник записи в регистровый файл. 3. После описания модуля, его необходимо проверить с помощью [`тестового окружения`](../../Basic%20Verilog%20structures/Testbench.md). 1. Тестовое окружение находится [`здесь`](tb_cybercobra.sv). 2. Программа, которой необходимо проинициализировать память инструкций находится [`здесь`](example.mem). Алгоритм работы программы приведен в разделе [`Финальный обзор`](#финальный-обзор). 3. Для запуска симуляции воспользуйтесь [`этой инструкцией`](../../Vivado%20Basics/Run%20Simulation.md). 4. Перед запуском симуляции убедитесь, что выбран правильный модуль верхнего уровня. 5. **Во время симуляции, вы должны прожать "Run All" и убедиться, что в логе есть сообщение о завершении теста!** 6. В этот раз, в конце не будет сообщения о том, работает ли ваше устройство или в нем есть ошибки. Вы должны самостоятельно проверить работу модуля, перенеся его внутренние сигналы на временную диаграмму, и [проверив](../../Vivado%20Basics/Debug%20manual.md) логику их работы. 4. Добавьте в проект модуль верхнего уровня ([nexys_cybercobra_demo.sv](board%20files/nexys_cybercobra_demo.sv)), соединяющий процессор с периферией в ПЛИС. Описание работы модуля находится [здесь](https://github.com/MPSU/APS/tree/master/Labs/04.%20Primitive%20programmable%20device/board%20files) 5. Замените содержимое файла, инициализирующего память инструкций новой программой, которая размещена [`здесь`](board%20files/demo.mem). 6. Убедитесь, что у файла, инициализирующего память инструкций выставлен тип `Memory Initialization Files`, а не `Memory File`. 7. Подключите к проекту файл ограничений ([nexys_a7_100t.xdc](board%20files/nexys_a7_100t.xdc)), если тот еще не был подключен, либо замените его содержимое данными из файла к этой лабораторной работе. 8. Проверьте работу процессора в ПЛИС. --- После выполнения задания по реализации процессора, необходимо также выполнить [индивидуальное задание](Индивидуальное%20задание) по написанию двоичной программы под созданный вами процессор. --- Дерзайте!