mirror of
https://github.com/MPSU/APS.git
synced 2025-09-16 01:30:10 +00:00
Синхронизация с правками публикуемого издания (#101)
* СП. Обновление предисловия * СП. Обновление введения * СП. Обновление лаб * СП. Обновление доп материалов * СП. Введение * СП. Введение * СП. ЛР№4, 15 * СП. Базовые конструкции Verilog * Update Implementation steps.md * СП. ЛР 4,5,7,8,14 * СП. ЛР№8 * Синхронизация правок * СП. Финал * Исправление ссылки на рисунок * Обновление схемы * Синхронизация правок * Добавление белого фона .drawio-изображениям * ЛР2. Исправление нумерации рисунка
This commit is contained in:
committed by
GitHub
parent
d251574bbc
commit
9739429d6e
@@ -17,7 +17,7 @@
|
||||
|
||||
## Теория
|
||||
|
||||
До этого момента исполняемая процессором программа попадала в память инструкций через магический вызов `$readmemh`. Однако, реальные микроконтроллеры не обладают такими возможностями. Программа из внешнего мира попадает в них посредством так называемого **программатора** — устройства, обеспечивающего запись программы в память микроконтроллера. Программатор записывает данные в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Для того, чтобы программа попала из ПЗУ в память инструкций (в ОЗУ), после запуска контроллера сперва начинает исполняться **загрузчик** (**bootloader**) — небольшая программа, вшитая в память микроконтроллера на этапе изготовления. Загрузчик отвечает за первичную инициализацию различных регистров и подготовку микроконтроллера к выполнению основной программы, включая её перенос из ПЗУ в память инструкций.
|
||||
До этого момента исполняемая процессором программа попадала в память инструкций через магический вызов `$readmemh`. Однако, реальные микроконтроллеры не обладают такими возможностями. Программа из внешнего мира попадает в них посредством так называемого **программатора** — устройства, обеспечивающего запись программы в память микроконтроллера. Программатор записывает данные в постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Для того, чтобы программа попала из ПЗУ в память инструкций (в ОЗУ), после запуска микроконтроллера сперва начинает исполняться **загрузчик** (**bootloader**) — небольшая программа, "вшитая" в память микроконтроллера на этапе изготовления. Загрузчик отвечает за первичную инициализацию различных регистров и подготовку микроконтроллера к выполнению основной программы, включая её перенос из ПЗУ в память инструкций.
|
||||
|
||||
Со временем появилось несколько уровней загрузчиков: сперва запускается **первичный загрузчик** (**first stage bootloader**, **fsbl**), после которого запускается **вторичный загрузчик** (часто в роли вторичного загрузчика исполняется программа под названием **u-boot**). Такая иерархия загрузчиков может потребоваться, например, в случае загрузки операционной системы (которая хранится в файловой системе). Код для работы с файловой системой может попросту не уместиться в первичный загрузчик. В этом случае, целью первичного загрузчика является лишь загрузить вторичный загрузчик, который в свою очередь уже будет способен взаимодействовать с файловой системой и загрузить операционную систему.
|
||||
|
||||
@@ -50,7 +50,7 @@
|
||||
- один выход
|
||||
- блокировка треноги
|
||||
|
||||
Для описания двух состояний нам будет достаточно однобитного регистра. Для взаимодействия с регистром, нам потребуются так же сигнал синхронизации и сброса.
|
||||
Для описания двух состояний нам будет достаточно однобитного регистра. Для взаимодействия с регистром, нам потребуются также сигнал синхронизации и сброса.
|
||||
|
||||
Опишем данный автомат в виде графа переходов:
|
||||
|
||||
@@ -126,7 +126,7 @@ module turnstile_fsm(
|
||||
|
||||
enum logic {LOCKED=1, UNLOCKED=0} state;
|
||||
|
||||
assign is_locked = ststate == LOCKED;
|
||||
assign is_locked = state == LOCKED;
|
||||
|
||||
// (!push) && coin — условие перехода в состояние UNLOCKED
|
||||
assign green_light = (state == LOCKED) && (!push) && coin;
|
||||
@@ -166,7 +166,7 @@ module turnstile_fsm(
|
||||
|
||||
enum logic {LOCKED=1, UNLOCKED=0} state, next_state;
|
||||
|
||||
assign is_locked = state;
|
||||
assign is_locked = state == LOCKED;
|
||||
|
||||
assign green_light = (state == LOCKED) && (next_state == UNLOCKED);
|
||||
|
||||
@@ -175,7 +175,7 @@ module turnstile_fsm(
|
||||
state <= LOCKED;
|
||||
end
|
||||
else begin
|
||||
state <= next_state
|
||||
state <= next_state;
|
||||
end
|
||||
end
|
||||
|
||||
@@ -195,7 +195,7 @@ endmodule
|
||||
|
||||
_Листинг 3. Пример реализации конечного автомата для усложнённого турникета с использованием сигнала next\_state._
|
||||
|
||||
На первый взгляд может показаться, что так даже сложнее. Во-первых, появился дополнительный сигнал. Во-вторых, появился ещё один `always`-блок. Однако представьте на секунду, что условиями перехода будут не однобитные входные сигналы, а какие-нибудь более сложные условия. И что от них будет зависеть не один выходной сигнал, а множество как выходных сигналов, так и внутренних элементов памяти помимо регистра состояний. В этом случае, сигнал `next_state` позволит избежать дублирования множества условий.
|
||||
На первый взгляд может показаться, что так даже сложнее. Во-первых, появился дополнительный сигнал. Во-вторых, появился ещё один `always`-блок. Однако представьте на секунду, что условиями перехода будет что-то сложнее, чем 1-битный входной сигнал. И что от этих условий будет зависеть не один выходной сигнал, а множество как выходных сигналов, так и внутренних элементов памяти помимо регистра состояний. В этом случае, сигнал `next_state` позволит избежать дублирования множества условий.
|
||||
|
||||
Важно отметить, что объектам типа `enum` можно присваивать только перечисленные константы и объекты того же типа. Иными словами, `state` можно присваивать значения `LOCKED`/`UNLOCKED` и `next_state`, но нельзя, к примеру, присвоить `1'b0`.
|
||||
|
||||
@@ -205,7 +205,7 @@ _Листинг 3. Пример реализации конечного авто
|
||||
|
||||
- описать перезаписываемую память инструкций;
|
||||
- описать модуль-программатор;
|
||||
- заменить в `riscv_unit` память инструкций на новую, и интегрировать в `riscv_unit` программатор.
|
||||
- заменить в `processor_system` память инструкций на новую, и интегрировать программатор.
|
||||
|
||||
### Перезаписываемая память инструкций
|
||||
|
||||
@@ -449,15 +449,15 @@ _Листинг 5. Готовая часть программатора._
|
||||
|
||||
`msg_counter` должен сбрасываться в значение `INIT_MSG_SIZE-1` (в _Листинге 5_ объявлены параметры `INIT_MSG_SIZE`, `FLASH_MSG_SIZE` и `ACK_MSG_SIZE`).
|
||||
|
||||
счётчик должен инициализироваться следующим образом:
|
||||
`msg_counter` должен инициализироваться следующим образом:
|
||||
|
||||
- в состоянии `FLASH` счётчик должен принимать значение `FLASH_MSG_SIZE-1`,
|
||||
- в состоянии `RCV_SIZE` счётчик должен принимать значение `ACK_MSG_SIZE-1`,
|
||||
- в состоянии `RCV_NEXT_COMMAND` счётчик должен принимать значение `INIT_MSG_SIZE-1`.
|
||||
- в состоянии `FLASH` должен принимать значение `FLASH_MSG_SIZE-1`,
|
||||
- в состоянии `RCV_SIZE` должен принимать значение `ACK_MSG_SIZE-1`,
|
||||
- в состоянии `RCV_NEXT_COMMAND` должен принимать значение `INIT_MSG_SIZE-1`.
|
||||
|
||||
В состояниях: `INIT_MSG`, `SIZE_ACK`, `FLASH_ACK` счётчик должен декрементироваться в случае, если `tx_valid` равен единице.
|
||||
В состояниях: `INIT_MSG`, `SIZE_ACK`, `FLASH_ACK` `msg_counter` должен декрементироваться в случае, если `tx_valid` равен единице.
|
||||
|
||||
Во всех остальных ситуациях счётчик должен сохранять свое значение.
|
||||
Во всех остальных ситуациях `msg_counter` должен сохранять свое значение.
|
||||
|
||||
##### Реализация сигналов, подключаемых к uart_tx
|
||||
|
||||
@@ -479,11 +479,11 @@ _Листинг 5. Готовая часть программатора._
|
||||
|
||||
##### Реализация интерфейсов памяти инструкций и данных
|
||||
|
||||
Почему программатору необходимо два интерфейса? Дело в том, что в процессорной системе используется две шины: шина инструкций и шина данных. Чтобы не переусложнять логику системы дополнительным мультиплексированием, программатор также будет реализовывать два отдельных интерфейса. При этом необходимо различать, когда выполняется программирование памяти инструкций, а когда — памяти данных. Поскольку обе эти памяти имеют независимые адресные пространства, адреса по которым может вестись программирование могут быть неотличимы. Однако с этой же проблемой мы сталкивались и в ЛР14 во время описания скрипта компоновщика. Тогда было решено дать секции данных специальный заведомо большой адрес загрузки. Это же решение отлично ложится и в логику программатора: если мы будет использовать при программировании системы те адреса загрузки, по их значению мы сможем понимать назначение текущего блока данных: если адрес записи этого блока больше либо равен размеру памяти инструкций в байтах — этот блок не предназначен для памяти инструкций и будет отправлен на запись по интерфейсу памяти данных, в противном случае — наоборот.
|
||||
Почему программатору необходимо два интерфейса? Дело в том, что в процессорной системе используется две шины: шина инструкций и шина данных. Чтобы не переусложнять логику системы дополнительным мультиплексированием, программатор также будет реализовывать два отдельных интерфейса. При этом необходимо различать, когда выполняется программирование памяти инструкций, а когда — памяти данных. Поскольку обе эти памяти имеют независимые адресные пространства, адреса по которым может вестись программирование могут быть неотличимы. Однако с этой же проблемой мы сталкивались и в ЛР№14 во время описания скрипта компоновщика. Тогда было решено дать секции данных специальный заведомо большой адрес загрузки. Это же решение отлично ложится и в логику программатора: если мы будет использовать при программировании системы заведомо большие адреса загрузки, по их значению мы сможем понимать назначение текущего блока данных: если адрес записи этого блока больше либо равен размеру памяти инструкций в байтах — этот блок не предназначен для памяти инструкций и будет отправлен на запись по интерфейсу памяти данных, в противном случае — наоборот.
|
||||
|
||||
Сигналы памяти инструкций (регистры `instr_addr_o`, `instr_wdata_o`, `instr_we_o`):
|
||||
|
||||
- сбрасываются в ноль
|
||||
- по сигналу сброса — сбрасываются в ноль
|
||||
- в случае состояния `FLASH` и пришедшего сигнала `rx_valid`, если значение `flash_addr` **меньше** размера памяти инструкций в байтах:
|
||||
- `instr_wdata_o` принимает значение `{instr_wdata_o[23:0], rx_data}` (справа вдвигается очередной пришедший байт)
|
||||
- `instr_we_o` становится равен `(flash_counter[1:0] == 2'b01)`
|
||||
@@ -492,7 +492,7 @@ _Листинг 5. Готовая часть программатора._
|
||||
|
||||
Сигналы памяти данных (`data_addr_o`, `data_wdata_o`, `data_we_o`):
|
||||
|
||||
- сбрасываются в ноль
|
||||
- по сигналу сброса — сбрасываются в ноль
|
||||
- в случае состояния `FLASH` и пришедшего сигнала `rx_valid`, если значение `flash_addr` **больше либо равно** размеру памяти инструкций в байтах:
|
||||
- `data_wdata_o` принимает значение `{data_wdata_o[23:0], rx_data}` (справа вдвигается очередной пришедший байт)
|
||||
- `data_we_o` становится равен `(flash_counter[1:0] == 2'b01)`
|
||||
@@ -503,13 +503,13 @@ _Листинг 5. Готовая часть программатора._
|
||||
|
||||
Регистр `flash_size` работает следующим образом:
|
||||
|
||||
- сбрасывается в 0;
|
||||
- по сигналу сброса — сбрасывается в 0;
|
||||
- в состоянии `RCV_SIZE` при `rx_valid` равном единице становится равен `{flash_size[2:0], rx_data}` (сдвигается на 1 байт влево и на освободившееся место ставится очередной пришедший байт);
|
||||
- в остальных ситуациях сохраняет свое значение.
|
||||
|
||||
Регистр `flash_addr` почти полностью повторяет поведение `flash_size`:
|
||||
|
||||
- сбрасывается в 0;
|
||||
- по сигналу сброса — сбрасывается в 0;
|
||||
- в состоянии `RCV_NEXT_COMMAND` при `rx_valid` равном единице становится равен `{flash_addr[2:0], rx_data}` (сдвигается на 1 байт влево и на освободившееся место ставится очередной пришедший байт);
|
||||
- в остальных ситуациях сохраняет свое значение.
|
||||
|
||||
@@ -531,7 +531,7 @@ _Рисунок 4. Интеграция программатора в `riscv_uni
|
||||
|
||||
Чтобы проверить работу программатора на практике необходимо подготовить скомпилированную программу подобно тому, как это делалось в ЛР№14 (или взять готовые .mem-файлы вашего варианта из ЛР№13). Однако, в отличие от ЛР№14, удалять первую строчку из файла, инициализирующего память данных не надо — теперь адрес загрузки будет использоваться в процессе загрузки.
|
||||
|
||||
Необходимо подключить отладочный стенд к последовательному порту компьютера (в случае платы Nexys A7 — достаточно просто подключить плату usb-кабелем, как это делалось на протяжении всех лабораторных для прошивки). Необходимо будет узнать COM-порт, по которому отладочный стенд подключен к компьютеру. Определить нужный COM-порт на операционной системе Windows можно через "Диспетчер устройств", который можно открыть через меню пуск. В данном окне необходимо найти вкладку "Порты (COM и LPT)", раскрыть ее, а затем подключить отладочный стенд через USB-порт (если тот еще не был подключен). В списке появится новое устройство, а в скобках будет указан нужный COM-порт.
|
||||
Необходимо подключить отладочный стенд к последовательному порту компьютера (в случае платы Nexys A7 — достаточно просто подключить плату usb-кабелем, как это делалось на протяжении всех лабораторных для прошивки). Необходимо будет узнать COM-порт, по которому отладочный стенд подключен к компьютеру. Определить нужный COM-порт на операционной системе Windows можно через "Диспетчер устройств", который можно открыть через меню пуск. В данном окне необходимо найти вкладку "Порты (COM и LPT)", раскрыть её, а затем подключить отладочный стенд через USB-порт (если тот еще не был подключен). В списке появится новое устройство, а в скобках будет указан нужный COM-порт.
|
||||
|
||||
Подключив отладочный стенд к последовательному порту компьютера и сконфигурировав ПЛИС вашим проектом, остается проинициализировать память. Сделать это можно с помощью предоставленного скрипта, пример запуска которого приведен в листинге 6.
|
||||
|
||||
@@ -557,7 +557,7 @@ optional arguments:
|
||||
-t TIFF, --tiff TIFF File for tiff mem initialization
|
||||
|
||||
python3 flash.py -d /path/to/data.mem -c /path/to/col_map.mem \
|
||||
-s /path/to/char_map.mem -t /path/to/tiff_map.mem /path/to/program COM3
|
||||
-s /path/to/char_map.mem -t /path/to/tiff_map.mem /path/to/program COM
|
||||
```
|
||||
|
||||
_Листинг 6. Пример использования скрипта для инициализации памяти._
|
||||
@@ -584,19 +584,18 @@ _Листинг 6. Пример использования скрипта для
|
||||
4. В случае если у вас есть периферийное устройство `uart_tx` его выход `tx_o` необходимо мультиплексировать с выходом `tx_o` программатора аналогично тому, как был мультиплексирован интерфейс памяти данных.
|
||||
6. Проверьте процессорную систему после интеграции программатора с помощью верификационного окружения, представленного в файле [`lab_15.tb_processor_system.sv`](lab_15.tb_processor_system.sv).
|
||||
1. Данный тестбенч необходимо обновить под свой вариант. Найдите строки со вспомогательным вызовом `program_region`, первыми аргументами которого являются "YOUR_INSTR_MEM_FILE" и "YOUR_DATA_MEM_FILE". Обновите эти строки под имена файлов, которыми вы инициализировали свои память инструкций и данных в ЛР№13. Если память данных вы не инициализировали, можете удалить/закомментировать соответствующий вызов. При необходимости вы можете добавить столько вызовов, сколько вам потребуется.
|
||||
2. В .mem-файлах, которыми вы будете инициализировать вашу память необходимо сделать доработку. Вам необходимо указать адрес ячейки памяти, с которой необходимо начать инициализировать память. Это делается путем добавления в начало файла строки вида: `@hex_address`. Пример `@FA000000`. Строка обязательно должна начинаться с символа `@`, а адрес обязательно должен быть в шестнадцатеричном виде. Для памяти инструкций нужен нулевой адрес, а значит можно использовать строку `@00000000`. Для памяти данных необходимо адрес, превышающий размер памяти инструкций, но не попадающий в адресное пространство других периферийных устройств (старший байт адреса должен быть равен нулю). Поскольку система использует байтовую адресацию, адрес ячеек будет в 4 раза меньше адреса по которому обратился бы процессор. Это значит, что если бы вы хотели проинициализировать память VGA-контроллера, вам нужно было бы использовать не адрес `@07000000`, а `@01C00000` (`01C00000 * 4 = 07000000`). Таким образом, для памяти данных оптимальным адресом инициализации будет `@00200000`, поскольку эта ячейка с адресом `00200000` соответствует адресу `00800000` — этот адрес не накладывается на адресное пространство других периферийных устройств, но при этом заведомо больше возможного размера памяти инструкций. Примеры использования начальных адресов вы можете посмотреть в файлах [`lab_15_char.mem`](lab_15_char.mem), [`lab_15_data.mem`](lab_15_data.mem), [`lab_15_instr.mem`](lab_15_instr.mem) из папки [mem_files](mem_files).
|
||||
2. В .mem-файлах, которыми вы будете инициализировать вашу память необходимо сделать доработку. Вам необходимо указать адрес ячейки памяти, с которой необходимо начать инициализировать память. Это делается путём добавления в начало файла строки вида: `@hex_address`. Пример `@FA000000`. Строка обязательно должна начинаться с символа `@`, а адрес обязательно должен быть в шестнадцатеричном виде. Для памяти инструкций нужен нулевой адрес, а значит нужно использовать строку `@00000000`. Для памяти данных необходимо использовать адрес, превышающий размер памяти инструкций, но не попадающий в адресное пространство других периферийных устройств (старший байт адреса должен быть равен нулю). Поскольку система использует байтовую адресацию, адрес ячеек будет в 4 раза меньше адреса по которому обратился бы процессор. Это значит, что если бы вы хотели проинициализировать память VGA-контроллера, вам нужно было бы использовать не адрес `@07000000`, а `@01C00000` (`01C00000 * 4 = 07000000`). Таким образом, для памяти данных оптимальным адресом инициализации будет `@00200000`, поскольку эта ячейка с адресом `00200000` соответствует адресу `00800000` — этот адрес не накладывается на адресное пространство других периферийных устройств, но при этом заведомо больше возможного размера памяти инструкций. Примеры использования начальных адресов вы можете посмотреть в файлах [`lab_15_char.mem`](lab_15_char.mem), [`lab_15_data.mem`](lab_15_data.mem), [`lab_15_instr.mem`](lab_15_instr.mem) из папки [mem_files](mem_files).
|
||||
3. Тестбенч будет ожидать завершения инициализации памяти, после чего сформирует те же тестовые воздействия, что и в тестбенче к ЛР№13. А значит, если вы использовали для инициализации те же самые файлы, поведение вашей системы после инициализации не должно отличаться от поведения на симуляции в ЛР№13.
|
||||
4. Перед запуском моделирования, убедитесь, что у вас выбран корректный модуль верхнего уровня в `Simulation Sources`.
|
||||
7. Переходить к следующему пункту можно только после того, как вы полностью убедились в работоспособности системы на этапе моделирования (увидели, что в память инструкций и данных были записаны корректные данные, после чего процессор стал обрабатывать прерывания от устройства ввода). Генерация битстрима будет занимать у вас долгое время, а итогом вы получите результат: заработало / не заработало, без какой-либо дополнительной информации, поэтому без прочного фундамента на моделировании далеко уехать у вас не выйдет.
|
||||
8. Подключите к проекту файл ограничений ([nexys_a7_100t.xdc](nexys_a7_100t.xdc)), если тот еще не был подключен, либо замените его содержимое данными из файла к этой лабораторной работе.
|
||||
8. Подключите к проекту файл ограничений ([nexys_a7_100t.xdc](../13.%20Peripheral%20units/nexys_a7_100t.xdc)), если тот ещё не был подключён, либо замените его содержимое данными из файла, представленного в ЛР№13.
|
||||
9. Проверьте работу вашей процессорной системы на отладочном стенде с ПЛИС.
|
||||
1. Для инициализации памяти процессорной системы используется скрипт [flash.py](flash.py).
|
||||
2. Перед инициализацией необходимо подключить отладочный стенд к последовательному порту компьютера и узнать номер этого порта (см. [пример загрузки программы](#пример-загрузки-программы)).
|
||||
3. Формат файлов для инициализации памяти с помощью скрипта аналогичен формату, использовавшемуся в [тестбенче](lab_15_tb_bluster.sv). Это значит что первой строчкой всех файлов должна быть строка, содержащая адрес ячейки памяти, с которой должна начаться инициализация (см. п. 5.1.2).
|
||||
3. Формат файлов для инициализации памяти с помощью скрипта аналогичен формату, использовавшемуся в [тестбенче](lab_15_tb_bluster.sv). Это значит что первой строчкой всех файлов должна быть строка, содержащая адрес ячейки памяти, с которой должна начаться инициализация (см. п. 6.2).
|
||||
10. В текущем исполнении, инициализировать память системы можно только 1 раз с момента сброса, что может оказаться не очень удобным при отладке программ. Подумайте, как можно модифицировать конечный автомат программатора таким образом, чтобы получить возможность в неограниченном количестве инициализаций памяти без повторного сброса всей системы.
|
||||
|
||||
## Список источников
|
||||
|
||||
1. [Finite-state machine](https://en.wikipedia.org/wiki/Finite-state_machine).
|
||||
2. [All about circuits — Finite State Machines](https://www.allaboutcircuits.com/textbook/digital/chpt-11/finite-state-machines/)
|
||||
3.
|
||||
|
Reference in New Issue
Block a user