Синхронизация с правками публикуемого издания (#101)

* СП. Обновление предисловия

* СП. Обновление введения

* СП. Обновление лаб

* СП. Обновление доп материалов

* СП. Введение

* СП. Введение

* СП. ЛР№4, 15

* СП. Базовые конструкции Verilog

* Update Implementation steps.md

* СП. ЛР 4,5,7,8,14

* СП. ЛР№8

* Синхронизация правок

* СП. Финал

* Исправление ссылки на рисунок

* Обновление схемы

* Синхронизация правок

* Добавление белого фона .drawio-изображениям

* ЛР2. Исправление нумерации рисунка
This commit is contained in:
Andrei Solodovnikov
2025-02-12 17:53:52 +03:00
committed by GitHub
parent d251574bbc
commit 9739429d6e
168 changed files with 79781 additions and 961 deletions

View File

@@ -13,11 +13,11 @@
3. Подготовить программу по индивидуальному заданию и загрузить ее в память инструкций
4. Сравнить результат работы процессора на модели в **Vivado** и в симуляторе программы ассемблера
## Микроархитектура RISC-V
## Микроархитектура процессорной системы
### processor_core
Рассмотрим микроархитектуру процессорного ядра `processor_core`. Данный модуль обладает следующим прототипом и микроархитектурой:
Рассмотрим микроархитектуру процессорного ядра `processor_core`. Микроархитектура данного модуля представлена на _рис. 1_.
```Verilog
module processor_core (
@@ -56,17 +56,18 @@ _Рисунок 1. Микроархитектура ядра процессор
- `mem_wd_o` — данные для записи во внешнюю память;
- `mem_rd_i` — считанные из внешней памяти данные;
Эти сигналы используются при выполнении инструкций загрузки (сохранения) информации из (в) памяти данных.
- еще у процессора появился вход `stall_i`, приостанавливающий обновление программного счётчика.
- ещё у процессора появился вход `stall_i`, приостанавливающий обновление программного счётчика.
Кроме того, в данной микроархитектуре используется пять различных видов констант (соответствующих определенным типам инструкций).
Константы `I`, `U`, `S` используются для вычисления адресов и значений. Поэтому все эти константы должны быть подключены к АЛУ. А значит теперь, для выбора значения для операндов требуются мультиплексоры, определяющие, что именно будет подаваться на АЛУ.
Обратите внимание на константу `imm_U`. В отличие от всех остальных констант, она не знакорасширяется, вместо этого к ней "приклеивается" справа 12 нулевых бит.
> [!IMPORTANT]
> Обратите внимание на константу `imm_U`. В отличие от всех остальных констант, она не знакорасширяется, вместо этого к ней "приклеивается" справа 12 нулевых бит.
Константы `B` и `J` используются для условного и безусловного перехода (в киберкобре для этого использовалась одна константа `offset`).
Программный счётчик (`PC`) теперь также изменяется более сложным образом. Поскольку появился еще один вид безусловного перехода (`jalr`), программный счётчик может не просто увеличиться на значение константы из инструкции, но и получить совершенно новое значение в виде суммы константы и значения из регистрового файла (см. на самый левый мультиплексор _рис. 1_). Обратите внимание, что младший бит этой суммы должен быть обнулен — таково требование спецификации [[1](https://github.com/riscv/riscv-isa-manual/releases/download/20240411/unpriv-isa-asciidoc.pdf), стр. 28].
Программный счётчик (`PC`) теперь также изменяется более сложным образом. Поскольку появился ещё один вид безусловного перехода (`jalr`), программный счётчик может не просто увеличиться на значение константы из инструкции, но и получить совершенно новое значение в виде суммы константы и значения из регистрового файла (см. на самый левый мультиплексор _рис. 1_). Обратите внимание, что младший бит этой суммы должен быть обнулен — таково требование спецификации [[1](https://github.com/riscv/riscv-isa-manual/releases/download/20240411/unpriv-isa-asciidoc.pdf), стр. 28].
Поскольку обращение во внешнюю память требует времени, необходимо приостанавливать программный счётчик, чтобы до конца обращения в память не начались исполняться последующие инструкции. Для этого у программного счётчика появился управляющий сигнал `stall_i`. Программный счётчик может меняться только когда этот сигнал равен нулю (иными словами, инверсия этого сигнала является сигналом `enable` для регистра `PC`).
@@ -87,11 +88,14 @@ endmodule
_Рисунок 2. Микроархитектура процессорной системы._
Обратите внимание на регистр `stall`. Этот регистр и будет управлять разрешением на запись в программный счётчик `PC`. Поскольку мы используем блочную память, расположенную прямо в ПЛИС, доступ к ней осуществляется за 1 такт, а значит, что при обращении в память, нам необходимо "отключить" программный счётчик ровно на 1 такт. Если бы использовалась действительно "внешняя" память (например чип DDR3), то вместо этого регистра появилась бы другая логика, выставляющая на вход ядра `stall_i` единицу пока идет обращение в память.
Обратите внимание на регистр `stall` (_рисунок 2_). Этот регистр и будет управлять разрешением на запись в программный счётчик. Поскольку мы используем блочную память, расположенную прямо в ПЛИС, доступ к ней осуществляется за 1 такт, а значит, что при обращении в память, нам необходимо "отключить" программный счётчик ровно на 1 такт. Если бы использовалась действительно "внешняя" память (например память типа DDR3), то вместо этого регистра появилась бы другая логика, выставляющая на вход ядра `stall_i` единицу пока идет обращение в память.
## Задание
Реализовать ядро процессора `processor_core` архитектуры RISC-V по предложенной микроархитектуре. Подключить к нему память инструкций и память данных в модуле `processor_system`. Проверить работу процессора с помощью программы, написанной на ассемблере RISC-V по индивидуальному заданию, которое использовалось для написания программы для процессора архитектуры CYBERcobra.
1. Реализовать ядро процессора RISC-V по предложенной микроархитектуре (`processor_core`).
2. Подключить к нему память инструкций и память данных в модуле `processor_system`.
3. Проверить работу системы, с помощью тестовой программы из _листинга 1_.
4. Написать собственную программу на ассемблере RISC-V по индивидуальному заданию, которое было выбрано в ЛР№4, и проверить выполнение программы на вашей процессорной системе.
Напишем простую программу, которая использует все типы инструкций для проверки нашего процессора. Сначала напишем программу на ассемблере:
@@ -168,7 +172,7 @@ _Листинг 2. Программа из Листинга 1, представ
1. Внимательно ознакомьтесь микроархитектурной реализацией процессорного ядра. В случае возникновения вопросов, проконсультируйтесь с преподавателем.
2. Замените файл `program.mem` в `Design Sources` проекта новым файлом [program.mem](program.mem), приложенном в данной лабораторной работе. Данный файл содержит программу из _листинга 1_.
3. Опишите модуль процессорного ядра с таким же именем и портами, как указано в задании.
1. Процесс реализации модуля очень похож на процесс описания модуля cybercobra, однако теперь появляется:
1. Процесс реализации модуля похож на процесс описания модуля cybercobra, однако теперь появляется:
1. декодер
2. дополнительные мультиплексоры и знакорасширители.
2. Сперва рекомендуется создать все провода, которые будут подключены к входам и выходам каждого модуля на схеме.
@@ -176,13 +180,15 @@ _Листинг 2. Программа из Листинга 1, представ
4. Также необходимо создать 32-разрядные константы I, U, S, B и J-типа и программный счётчик.
5. После необходимо описать логику, управляющую созданными в п. 3.2 проводами.
6. В конце останется описать логику работы программного счётчика.
4. Опишите модуль процессорной системы, объединяющий ядро процессора (`processor_core`) с памятями инструкция и данных.
4. Опишите модуль процессорной системы, объединяющий ядро процессора (`processor_core`) с памятью инструкций и памятью данных.
1. Опишите модуль с таким же именем и портами, как указано в задании.
2. **При создании объекта модуля `processor_core` в модуле `processor_system` вы должны использовать имя сущности `core` (т.е. создать объект в виде: `processor_core core(...`)**.
5. Проверьте модуль с помощью верификационного окружения, представленного в файле [`lab_07.tb_processor_system.sv`](lab_07.tb_processor_system.sv).
1. Перед запуском симуляции убедитесь, что выбран правильный модуль верхнего уровня в `Simulation Sources`.
2. Как и в случае с проверкой процессора архитектуры CYBERcobra, вам не будет сказано пройден тест или нет. Вам необходимо самостоятельно, такт за тактом проверить что процессор правильно выполняет описанные в _Листинге 1_ инструкции (см. порядок выполнения задания ЛР№4). Для этого, необходимо сперва самостоятельно рассчитать что именно должна сделать данная инструкция, а потом проверить что процессор сделал именно это.
6. Проверьте работоспособность вашей цифровой схемы в ПЛИС.
6. После проверки работы процессора программой из _листинга 1_, вам необходимо написать собственную программу по варианту индивидуального задания, полученного в ЛР№4.
1. Для того, чтобы перевести код из ассемблера RISC-V в двоичный код, вы можете воспользоваться онлайн-компилятором, например: https://venus.kvakil.me. Напишите код во вкладке "Editor", затем, перейдя на вкладку "Simulator", нажмите кнопку "Dump". Двоичный код будет скопирован в буфер обмена в том формате, который подходит для инициализации памяти в Vivado, замените этим кодом содержимое файла program.mem в вашем проекте. С помощью кнопок "Step" и "Run" вы можете отладить вашу программу в онлайн-симуляторе, прежде чем перейти к запуску этой программы на собственной процессорной системе. В ЛР№14 вам будет рассказано, как скомпилировать программу самостоятельно, без помощи сторонних сервисов.
7. Проверьте работоспособность вашей цифровой схемы в ПЛИС.
---