mirror of
https://github.com/MPSU/APS.git
synced 2025-09-15 17:20:10 +00:00
Синхронизация с правками публикуемого издания (#101)
* СП. Обновление предисловия * СП. Обновление введения * СП. Обновление лаб * СП. Обновление доп материалов * СП. Введение * СП. Введение * СП. ЛР№4, 15 * СП. Базовые конструкции Verilog * Update Implementation steps.md * СП. ЛР 4,5,7,8,14 * СП. ЛР№8 * Синхронизация правок * СП. Финал * Исправление ссылки на рисунок * Обновление схемы * Синхронизация правок * Добавление белого фона .drawio-изображениям * ЛР2. Исправление нумерации рисунка
This commit is contained in:
committed by
GitHub
parent
d251574bbc
commit
9739429d6e
@@ -1,18 +1,18 @@
|
||||
# Написание программы под процессор CYBERcobra
|
||||
|
||||
Чтобы максимально "прочувствовать" принцип работы созданного вами процессора, вам необходимо написать один из [вариантов программ](#индивидуальные-задания). Вариант выдается преподавателем.
|
||||
Чтобы максимально "прочувствовать" принцип работы созданного вами процессора, вам необходимо написать один из [вариантов программ](#индивидуальные-задания). Вариант выдаётся преподавателем.
|
||||
|
||||
Порядок выполнения задания следующий:
|
||||
|
||||
1. В первую очередь необходимо ознакомиться с заданием и изучить пример, приведенный в конце задания. Если возникли вопросы по заданию или примеру, свяжитесь с преподавателем. Чем лучше вы понимаете что от вас ожидают, тем проще будет выполнить задание.
|
||||
1. В первую очередь необходимо ознакомиться с заданием и изучить пример, приведённый в конце задания. Если возникли вопросы по заданию или примеру, свяжитесь с преподавателем. Чем лучше вы понимаете, что от вас ожидают, тем проще будет выполнить задание.
|
||||
2. Составьте алгоритм работы программы (буквально возьмите листочек, и нарисуйте блок-схему). Прежде чем вы погрузитесь в увлекательное приключение с ноликами и единицами, вам нужно составить четкую карту вашего путешествия.
|
||||
3. Проверьте вашу блок-схему на данных из примера. Если все сошлось, проверьте вашу блок-схему на других данных. Не забывайте про краевые случаи (отрицательные числа, деление на ноль, переполнения и прочее — для каждого задания они могут быть разными).
|
||||
4. После того как вы убедились в работоспособности алгоритма на всех возможных данных, наступает время претворить его в виде двоичной программы.
|
||||
5. Программа описывается в текстовом файле. Для удобства был написан специальный конвертер, который будет принимать на вход текстовый файл с комментариями и двоичным кодом, разделенным пробелами, а на выход выдавать текстовый файл, которым можно будет проинициализировать память инструкций. Подробнее о конвертере смотрите в разделе [cyberconverter](#cyberconverter). Пример текстового файла, который сможет принять конвертер:
|
||||
5. Программа описывается в текстовом файле. Для удобства был написан специальный конвертер, который будет принимать на вход текстовый файл с комментариями и двоичным кодом, разделённым пробелами, а на выход выдавать текстовый файл, которым можно будет проинициализировать память инструкций. Подробнее о конвертере смотрите в параграфе [cyberconverter](#cyberconverter). Пример текстового файла, который сможет принять конвертер:
|
||||
|
||||
```text
|
||||
//J B WS ALUop RA1 RA2 const WA
|
||||
0 0 00 11111111111111111111111 00001 // загрузить константу -1 регистр 1
|
||||
0 0 00 11111111111111111111111 00001 // загрузить константу -1 в регистр 1
|
||||
0 0 10 00000000000000000000000 00010 // загрузить значение с входа sw_i в регистр 2
|
||||
0 0 00 00000000000000000000001 00011 // загрузить константу 1 регистр 3
|
||||
0 0 01 00000 00001 00011 00000000 00001 // сложить регистр 1 с регистром 3 и поместить результат в регистр 1
|
||||
@@ -25,11 +25,11 @@
|
||||
1. инструкции блока `if` (если условие выполнилось)
|
||||
2. инструкции блока `else` (если условие не выполнилось)
|
||||
|
||||
При этом сразу за инструкцией ветвления описываются инструкции блока `else` (т.к. в случае не выполнения условия перехода, `PC` перейдет к следующей инструкции).
|
||||
При этом сразу за инструкцией ветвления описываются инструкции блока `else` (т.к. в случае невыполнения условия перехода, `PC` перейдёт к следующей инструкции).
|
||||
Для того, чтобы после выполнения инструкций блока `else` не начались исполняться инструкции блока `if`, в конце блока этих инструкций необходимо добавить безусловный переход на инструкцию, следующую за инструкциями блока `if`.
|
||||
2. Если вы реализуете не ветвление (аналог блока `if/else`), а только проверку условия для выполнения какого-то блока инструкций (аналог блока `if` без блока `else`), вы должны помнить, что блок `else` все равно есть, просто в этом блоке нет инструкций. Однако вы, как и в прошлом правиле, должны добавить безусловный переход на инструкцию, следующую за инструкциями блока `if`.
|
||||
Этого можно избежать, если инвертировать ваше условие. В этом случае, если ваше инвертированное условие выполнится, вы сможете сразу пропустить нужное количество инструкций и начать исполнять инструкцию за пределами вашего блока `if`. Если инвертированное условие не выполнится (т.е. выполнится исходное условие), `PC` перейдет к следующей инструкции, где и будут находиться ваши инструкции блока `if`.
|
||||
Звучит достаточно запутанно, поэтому давайте рассмотрим пару примеров. Сначала мы запишем нашу идею на языке Си, а затем перенесем её в двоичный код под архитектуру CYBERcobra:
|
||||
2. Если вы реализуете не ветвление (аналог блока `if/else`), а только проверку условия для выполнения какого-то блока инструкций (аналог блока `if` без блока `else`), вы должны помнить, что блок `else` всё равно есть, просто в этом блоке нет инструкций. Однако вы, как и в прошлом правиле, должны добавить безусловный переход на инструкцию, следующую за инструкциями блока `if`.
|
||||
Этого можно избежать, если инвертировать ваше условие. В этом случае, если ваше инвертированное условие выполнится, вы сможете сразу пропустить нужное количество инструкций и начать исполнять инструкцию за пределами вашего блока `if`. Если инвертированное условие не выполнится (т.е. выполнится исходное условие), `PC` перейдёт к следующей инструкции, где и будут находиться ваши инструкции блока `if`.
|
||||
Звучит достаточно запутанно, поэтому давайте рассмотрим пару примеров. Сначала мы запишем нашу идею на языке Си, а затем перенесём её в двоичный код под архитектуру CYBERcobra:
|
||||
|
||||
```C
|
||||
if(reg[1]==reg[5])
|
||||
@@ -54,7 +54,7 @@
|
||||
```text
|
||||
//J B WS ALUop RA1 RA2 const WA
|
||||
0 1 00 11000 00001 00101 00000011 00000 // Если регистры 1 и 5 равны,
|
||||
// перемести PC на 3 инструкции вперед
|
||||
// перемести PC на 3 инструкции вперёд
|
||||
// (перешагни через две
|
||||
// инструкции блока else)
|
||||
//---------------------------------------
|
||||
@@ -133,8 +133,8 @@
|
||||
//---------------------------------------
|
||||
```
|
||||
|
||||
7. В двоичном программировании, реализация циклов лучше всего делается аналогом `do while` в Си (если вы уверены, что первая итерация цикла гарантированно пройдет условие выхода из цикла). В этом случае, вы сперва описываете тело цикла, а затем через условный переход возвращаетесь обратно к началу тела цикла. Если условие не выполнилось, вы автоматически выйдете из цикла.
|
||||
8. Для того, чтобы в конце выполнения программы было легко увидеть результат выполнения, в конец программы необходимо добавить инструкцию безусловного перехода, поле `const` которой равно нулю. В этом случае, будет выполняться `PC=PC+0` что приведет к повторению этой инструкции снова и снова. При этом в поле `RA1` необходимо указать адрес регистра, где хранится результат. На временной диаграмме это отобразится так, что в какой-то момент все сигналы процессора "замрут", а на выходе `out_o` окажется результат, вычисленный вашей программой.
|
||||
7. В двоичном программировании, реализация циклов лучше всего делается аналогом `do while` в Си (если вы уверены, что первая итерация цикла гарантированно пройдёт условие выхода из цикла). В этом случае, вы сперва описываете тело цикла, а затем через условный переход возвращаетесь обратно к началу тела цикла. Если условие не выполнилось, вы автоматически выйдете из цикла.
|
||||
8. Для того, чтобы в конце выполнения программы было легко увидеть результат выполнения, в конец программы необходимо добавить инструкцию безусловного перехода, поле `const` которой равно нулю. В этом случае, будет выполняться `PC=PC+0` что приведёт к повторению этой инструкции снова и снова. При этом в поле `RA1` необходимо указать адрес регистра, где хранится результат. На временной диаграмме это отобразится так, что в какой-то момент все сигналы процессора "замрут", а на выходе `out_o` окажется результат, вычисленный вашей программой.
|
||||
9. После того, как вы написали программу, её необходимо проверить. Для этого сперва необходимо преобразовать её к формату, принимаемому памятью инструкций с помощью программы [`cyberconverter`](#cyberconverter). При необходимости, заменить данные в файле, инициализирующем память инструкций актуальными данными.
|
||||
10. Если ваша программа использует данные с внешних устройств, нужно выставить проверяемое вами значение в модуле `testbench` на вход `sw_i` в месте подключения модуля `CYBERcobra`.
|
||||
11. Проверка работы программы осуществляется аналогично проверке модуля `CYBERcobra` — вы достаете внутренние сигналы модуля, и смотрите за поведением сигналов: `PC`, `read_data` памяти инструкций, `flag` АЛУ, содержимым регистрового файла. Проверяете, что в конце на выходе `out_o` размещено корректное значение.
|
||||
@@ -175,9 +175,9 @@ cyberconverter принимает до двух аргументов. Поряд
|
||||
|
||||
## Индивидуальные задания
|
||||
|
||||
В приведенных ниже заданиях под `a` будет подразумеваться некоторое число, заданное в программе (например в программе прописано `a=10`), под `sw_i` — вход с внешних устройств. "Вывести в `out_o`" — означает, что в конце программы необходимо реализовать бесконечный цикл, с указанием в `RA1` адреса регистра, хранящего результат (см. пункт 8 раздела "[Написание программы под процессор CYBERcobra](#написание-программы-под-процессор-cybercobra)").
|
||||
В приведённых ниже заданиях под `a` будет подразумеваться некоторое число, заданное в программе (например в программе прописано `a=10`), под `sw_i` — вход с внешних устройств. "Вывести в `out_o`" — означает, что в конце программы необходимо реализовать бесконечный цикл, с указанием в `RA1` адреса регистра, хранящего результат (см. пункт 8 параграфа "[Написание программы под процессор CYBERcobra](#написание-программы-под-процессор-cybercobra)").
|
||||
|
||||
В случае, если задание используется для написания программы на ассемблере, `sw_i` будет обозначать еще одно число, заданное в программе (как и `a`), а под "Вывести в `out_o`" — запись результата в регистр `x10` (в назначение этого регистра входит возврат результата функции) в конце выполнения программы.
|
||||
В случае, если задание используется для написания программы на ассемблере, `sw_i` будет обозначать ещё одно число, заданное в программе (как и `a`), а под "Вывести в `out_o`" — запись результата в регистр `x10` (в назначение этого регистра входит возврат результата функции) в конце выполнения программы.
|
||||
|
||||
1. Вычислить [циклический сдвиг](https://ru.wikipedia.org/wiki/Битовый_сдвиг#Циклический_сдвиг) вправо `a >> sw_i`.
|
||||
Пример: `a = 0...01011`, `sw_i = 0...010`.
|
||||
@@ -229,7 +229,7 @@ cyberconverter принимает до двух аргументов. Поряд
|
||||
Пример: `sw_i = 0...011_1011_1000`.
|
||||
Результат вычислений `out_o = 0...01_0100`.
|
||||
|
||||
13. Найти количество единиц в двоичном представлении числа `sw_i` (обрати внимание, `sw_i` – знаковое число). Вывести результат в `out_o`.
|
||||
13. Найти количество единиц в двоичном представлении числа `sw_i` (обратите внимание, `sw_i` – знаковое число). Вывести результат в `out_o`.
|
||||
Пример: `sw_i = 0...0101_0110`.
|
||||
Результат вычислений: `out_o = 0...0100`.
|
||||
|
||||
@@ -312,6 +312,6 @@ cyberconverter принимает до двух аргументов. Поряд
|
||||
|
||||
<!-- 25. *Зажечь все светодиоды на 50% яркости ([подсказка](http://wiki.amperka.ru/конспект-arduino:шим)) -->
|
||||
|
||||
29. Удалить все вхождения `sw_i[2:0]` из `a` со сдвигом вправо (заполняя удаленные области).
|
||||
29. Удалить все вхождения `sw_i[2:0]` из `a` со сдвигом вправо (заполняя удалённые области).
|
||||
Пример: `a = 0...010011010`, `sw_i[2:0] = 101`.
|
||||
Результат вычислений: `out_o = 0...010010`
|
||||
|
Reference in New Issue
Block a user