Синхронизация с правками публикуемого издания (#101)

* СП. Обновление предисловия

* СП. Обновление введения

* СП. Обновление лаб

* СП. Обновление доп материалов

* СП. Введение

* СП. Введение

* СП. ЛР№4, 15

* СП. Базовые конструкции Verilog

* Update Implementation steps.md

* СП. ЛР 4,5,7,8,14

* СП. ЛР№8

* Синхронизация правок

* СП. Финал

* Исправление ссылки на рисунок

* Обновление схемы

* Синхронизация правок

* Добавление белого фона .drawio-изображениям

* ЛР2. Исправление нумерации рисунка
This commit is contained in:
Andrei Solodovnikov
2025-02-12 17:53:52 +03:00
committed by GitHub
parent d251574bbc
commit 9739429d6e
168 changed files with 79781 additions and 961 deletions

View File

@@ -7,7 +7,7 @@
Давайте разберемся что это за присваивания и почему необходимо руководствоваться этими правилами.
Начать придется издалека. Несмотря на то, что SystemVerilog является **языком описания аппаратуры**, он так же является и языком для верификации описанной аппаратуры (слово `Verilog` является объединением двух слов: `verification` и `logic` [2, стр. 24]). Для целей верификации в языке выделено целое подмножество конструкций, которые не могут быть использованы для описания аппаратуры — так называемое "_несинтезируемое подмножество языка SystemVerilog_". Разумеется, часть языка, которая может быть использована для описания аппаратуры ("_синтезируемое подмножество языка SystemVerilog_") тоже может использоваться в верификации.
Начать придется издалека. Несмотря на то, что SystemVerilog является **языком описания аппаратуры**, он так же является и языком для верификации описанной аппаратуры (слово `Verilog` является объединением двух слов: `verification` и `logic` [[2](http://archive.computerhistory.org/resources/access/text/2013/11/102746653-05-01-acc.pdf), стр. 24]). Для целей верификации в языке выделено целое подмножество конструкций, которые не могут быть использованы для описания аппаратуры — так называемое "_несинтезируемое подмножество языка SystemVerilog_". Разумеется, часть языка, которая может быть использована для описания аппаратуры ("_синтезируемое подмножество языка SystemVerilog_") тоже может использоваться в верификации.
Давайте для начала разберемся в том, как будут использоваться операторы присваивания при программном моделировании (так называемой симуляции) — одним из инструментов верификации. Разобравшись в поведении операторов во время симуляции, будет куда проще объяснить результат использования операторов при синтезе цифровой схемы.
@@ -43,7 +43,7 @@ _Листинг 1. Пример непрерывного и процедурно
**Непрерывное присваивание может быть использовано только вне программных блоков.**
Под "программными блоками" подразумеваются блоки `always` (всех типов) и `initial`. Есть и другие программные блоки, но в рамках данного курса лабораторных работ вы с ними не столкнетесь. Вообще говоря, синтаксис языка SystemVerilog допускает использование оператора `assign` внутри программного блока (так называемое "**процедурное непрерывное присваивание**")[[2, стр. 232]](https://ieeexplore.ieee.org/document/8299595), однако в рамках данного курса не существует ни одной ситуации, когда это может потребоваться и со 100% вероятностью будет ошибочно.
Под "программными блоками" подразумеваются блоки `always` (всех типов) и `initial`. Есть и другие программные блоки, но в рамках данного курса лабораторных работ вы с ними не столкнетесь. Вообще говоря, синтаксис языка SystemVerilog допускает использование оператора `assign` внутри программного блока (так называемое "**процедурное непрерывное присваивание**") [[2, стр. 256]](https://ieeexplore.ieee.org/document/10458102), однако в рамках данного курса не существует ни одной ситуации, когда это может потребоваться и со 100% вероятностью будет ошибочно.
В отличие от непрерывного присваивания, **процедурное присваивание может быть использовано только в программных блоках**.
@@ -89,7 +89,7 @@ _Рисунок 2. Пример цепочки неблокирующих при
2. Затем вычисляется значение `RHS` второго присваивания. Поскольку `a` еще не присвоили значение `5`, результатом `RHS` становится текущее значение `a` — 3. Присваивание этого значения сигналу `b` **откладывается** на потом.
3. Аналогичным образом вычисляется `RHS` третьего присваивания (`2`). Присваивание этого значения также **откладывается** на потом.
Так называемое "**потом**" наступает, когда завершается вычисление `RHS` всех неблокирующих присваиваний и завершение присвоений всех блокирующих присваиваний (однако "потом" все равно происходит в тот же момент времени, обратите внимание на значение времени на _рис. 2_). В стандарте SystemVerilog этот момент называется `NBA-region` (сокр. от "Non-Blocking Assignment region") [[2, стр. 61]](https://ieeexplore.ieee.org/document/10458102). Выполнение отложенных присваиваний происходит в том же порядке, в котором они шли в программном блоке. Подробнее о том как, работает событийная симуляция (event based simulation) в SystemVerilog, вы можете прочесть в стандарте [IEEE 1800-2023](https://ieeexplore.ieee.org/document/10458102) (раздел 4). Стандарт доступен бесплатно всем желающим по программе "IEEE GET Program".
Так называемое "**потом**" наступает, когда завершается вычисление `RHS` всех неблокирующих присваиваний и завершение присвоений всех блокирующих присваиваний (однако "потом" все равно происходит в тот же момент времени, обратите внимание на значение времени на _рис. 2_). В стандарте SystemVerilog этот момент называется `NBA-region` (сокр. от "Non-Blocking Assignment region") [[2, стр. 64]](https://ieeexplore.ieee.org/document/10458102). Выполнение отложенных присваиваний происходит в том же порядке, в котором они шли в программном блоке. Подробнее о том как, работает событийная симуляция (event based simulation) в SystemVerilog, вы можете прочесть в стандарте [IEEE 1800-2023](https://ieeexplore.ieee.org/document/10458102) (раздел 4). Стандарт доступен бесплатно всем желающим по программе "IEEE GET Program".
Таким образом, если `LHS` **блокирующего** присваивания используется в качестве операнда `RHS` любого другого последующего присваивания, это выражение будет иметь уже обновленное значение, что очень похоже на "_последовательное вычисление_".
@@ -280,7 +280,7 @@ _Рисунок 9. Симуляция модуля, описанного Лис
Выглядит как-то не по "сдвигово-регистерски". В чем же дело?
Как уже упоминалось ранее, программные блоки (коими являются блоки `always`) исполняются во время моделирования независимо друг от друга в недетерминированном стандартом порядке. На практике это означает то, что сперва может исполниться второй блок, потом третий, а потом первый — либо в любом другом порядке. Разработчик не может (и не должен) рассчитывать на порядок блоков `always` при описании схемы.
Как уже упоминалось ранее, программные блоки (коими являются блоки `always`) исполняются во время моделирования независимо друг от друга в недетерминированном стандартом порядке. На практике это означает, что сперва может исполниться второй блок, потом третий, а потом первый — либо в любом другом порядке. Разработчик не может (и не должен) рассчитывать на порядок блоков `always` при описании схемы.
Конкретно в данной ситуации, симулятор воспроизвел блоки ровно в том порядке, в котором они были описаны. Сперва `a` получил значение `in`, потом `b` получил обновленное значение `a`, затем `c` получил обновленное значение `b`.
@@ -337,7 +337,7 @@ _Рисунок 11. Схема, сгенерированная Vivado по оп
_Рисунок 12. Схема, сгенерированная Vivado по описанию из Листинга 6 после замены блокирующих присваиваний на неблокирующие._
Из прочтенного может сложиться впечатление, будто бы автор хочет показать, что блокирующее присваивание — это плохо, а неблокирующее — хорошо, однако это не так. Это просто два похожих инструмента, работающих разными способами, о которых должен знать профессионал, использующий эти инструменты.
Из прочтённого может сложиться впечатление, будто бы авторы хотят показать, что блокирующее присваивание — это плохо, а неблокирующее — хорошо, однако это не так. Это просто два похожих инструмента, работающих разными способами, о которых должен знать профессионал, использующий эти инструменты.
Одно и тоже описание, использующее разные типы присваиваний может привести к синтезу разных схем.
@@ -417,7 +417,7 @@ _Рисунок 14. Моделирование цепочки присваива
> Получается что для комбинационной логики нет разницы между блокирующим и неблокирующим присваиванием, после переходных процессов результат будет одинаковым?
И да и нет. С точки зрения синтеза схемы так и есть. Однако есть нюанс в случае моделирования схемы. Поведение комбинационной логики лучше моделирует блокирующее присваивание[[1, стр. 14]](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf).
И да, и нет. С точки зрения синтеза схемы так и есть. Однако есть нюанс в случае моделирования схемы. Поведение комбинационной логики лучше моделирует блокирующее присваивание[[1, стр. 14]](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf).
## Итоги главы
@@ -434,10 +434,10 @@ _Рисунок 14. Моделирование цепочки присваива
Кроме того, существуют следующие рекомендации и требования[[1, стр. 5]](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf):
-ри описании как последовательностной логики, так и комбинационной в одном блоке `always` используйте неблокирующее присваивание._
- _Не смешивайте в одном блоке блокирующие и неблокирующие присваивания_ — стандарт допускает подобное описание, но оно затрудняет его чтение. Представьте, что читая описание схемы, вам бы постоянно приходилось держать в голове какие присваивания уже произошли, а какие только произойдут, чтобы понять как эта схема работает.
- _Не смешивайте в одном блоке блокирующие и неблокирующие присваивания_ — стандарт допускает подобное описание, но оно затрудняет его чтение. Представьте, что, читая описание схемы, вам бы постоянно приходилось держать в голове, какие присваивания уже произошли, а какие только произойдут, чтобы понять как эта схема работает.
- _Не смешивайте блокирующие и неблокирующие присваивания для одного и того же сигнала_ — стандарт это запрещает (для блоков `always_ff`, `always_comb`, `always_latch`).
## Список источников
1. [Clifford E. Cummings / Nonblocking Assignments in Verilog Synthesis, Coding Styles That Kill](http://www.sunburst-design.com/papers/CummingsSNUG2000SJ_NBA.pdf)
2. [1800-2017 - IEEE Standard for SystemVerilog--Unified Hardware Design, Specification, and Verification Language](https://ieeexplore.ieee.org/document/8299595)
2. [1800-2017 - IEEE Standard for SystemVerilog--Unified Hardware Design, Specification, and Verification Language](https://ieeexplore.ieee.org/document/10458102)