Исправление пунктуационных и орфографических ошибок

В основном вставка пропущенных запятых и удаление лишнего пробела из
союза "а также", но были и другие ошибки и опечатки.
This commit is contained in:
Andrei Solodovnikov
2024-01-11 11:44:44 +03:00
parent 80c4401bdd
commit 688ea46d68
35 changed files with 162 additions and 166 deletions

View File

@@ -48,7 +48,7 @@
В таком случае, если мы захотим обратиться к первому (счет идет с нуля) байту семисегментных индикаторов, мы должны будем использовать адрес `0x04000001`. Старшие 8 бит (`0x04`) определяют выбранное периферийное устройство, оставшиеся 24 бита определяют конкретный адрес в адресном пространстве этого устройства.
На рисунке ниже представлен способ подключения процессора к памяти инструкций и данных, а так же 255 периферийным устройствам.
На рисунке ниже представлен способ подключения процессора к памяти инструкций и данных, а также 255 периферийным устройствам.
![../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_01.drawio.png](../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_01.drawio.png)
@@ -127,23 +127,23 @@ sys_clk_rst_gen divider(.ex_clk_i(clk_i),.ex_areset_n_i(resetn_i),.div_i(5),.sys
## Задание
В рамках данной лабораторной работы необходимо реализовать модули-контроллеры двух периферийных устройств, реализующих управление в соответствии с приведенной ниже картой памяти и встроить их в процессорную систему, используя используя [_рис. 1_](../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_01.drawio.png). На карте приведено шесть периферийных устройств, вам необходимо взять только два из них. Какие именно — сообщит преподаватель.
В рамках данной лабораторной работы необходимо реализовать модули-контроллеры двух периферийных устройств, реализующих управление в соответствии с приведенной ниже картой памяти и встроить их в процессорную систему, используя [_рис. 1_](../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_01.drawio.png). На карте приведено шесть периферийных устройств, вам необходимо взять только два из них. Какие именно — сообщит преподаватель.
![Карта памяти](../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_02.png)
_Рисунок 2. Карта памяти периферийных устройств._
Работа с картой осуществляется следующим образом. Под названием каждого периферийного устройства указана старшая часть адреса (чему должны быть равны старшие 8 бит адреса, чтобы было сформировано обращение к данному периферийному устройству). Например, для переключателей это значение равно `0x01`, для светодиодов `0x02` и т.п.
В самом левом столбце указаны используемые/неиспользуемые адреса в адресном пространстве данного периферийного устройства. Например для переключателей есть только один используемый адрес: `0x000000`. Его функциональное назначение и разрешения на доступ указаны в столбце соответствующего периферийного устройства. Возвращаясь к адресу `0x000000` для переключателей мы видим следующее:
В самом левом столбце указаны используемые/неиспользуемые адреса в адресном пространстве данного периферийного устройства. Например для переключателей есть только один используемый адрес: `0x000000`. Его функциональное назначение и разрешения на доступ указаны в столбце соответствующего периферийного устройства. Возвращаясь к адресу `0x000000`, для переключателей мы видим следующее:
* **(R)** означает что разрешен доступ только на чтение (операция записи по этому адресу должна игнорироваться вашим контроллером).
* **"Выставленное на переключателях значение"** означает ровно то что и означает. Если процессор выполняет операцию чтения по адресу `0x01000000` (`0x01` (старшая часть адреса переключателей) + `0x000000` (младшая часть адреса для получения выставленного на переключателях значения) ), то контроллер должен выставить на выходной сигнал `RD` значение на переключателях (о том как получить это значение будет рассказано чуть позже).
* **"Выставленное на переключателях значение"** означает ровно то, что и означает. Если процессор выполняет операцию чтения по адресу `0x01000000` (`0x01` [старшая часть адреса переключателей] + `0x000000` [младшая часть адреса для получения выставленного на переключателях значения]), то контроллер должен выставить на выходной сигнал `RD` значение на переключателях (о том как получить это значение будет рассказано чуть позже).
Рассмотрим еще один пример. При обращении по адресу `0x02000024` (`0x02` (старшая часть адреса контроллера светодиодов) + `0x000024` (младшая часть адреса для доступа на запись к регистру сброса) ) должна произойти запись в регистр сброса, который должен сбросить значения в регистре управления зажигаемых светодиодов и регистре управления режимом "моргания" светодиодов (подробнее о том как должны работать эти регистры будет ниже).
Таким образом, каждый контроллер периферийного устройства должен выполнять две вещи:
1. При получении сигнала `req_i`, записать в регистр или вернуть значение из регистра, ассоциированного с переданным адресом (адрес передается с обнуленной старшей частью). Если регистра, ассоциированного с таким адресом нет (например для переключателей не ассоциировано ни одного адреса кроме `0x000000`), игнорировать эту операцию.
1. При получении сигнала `req_i`, записать в регистр или вернуть значение из регистра, ассоциированного с переданным адресом (адрес передается с обнуленной старшей частью). Если регистра, ассоциированного с таким адресом нет (например, для переключателей не ассоциировано ни одного адреса кроме `0x000000`), игнорировать эту операцию.
2. Выполнять управление периферийным устройством с помощью управляющих регистров.
Подробное описание периферийных устройств их управления и назначение управляющих регистров будет дано после порядка выполнения задания.
@@ -160,12 +160,12 @@ _Рисунок 2. Карта памяти периферийных устрой
1. Подключите в проект файл `sys_clk_rst_gen.sv`.
2. Добавьте в модуль `riscv_unit` входы и выходы периферии. **Необходимо добавить порты даже тех периферийных устройств, которые вы не будете реализовывать**.
3. Создайте в начале описания модуля `riscv_unit` экземпляр модуля `sys_clk_rst_gen`, скопировав приведенный фрагмент кода.
4. Замените подключение тактового сигнала исходных подмодулей `riscv_unit` на появившийся сигнал `sysclk`. Убедитесь, что на модули имеющие сигнал сброса приходит сигнал `rst`.
5. Интегрируйте модули контроллеров периферии в процессорную систему по приведенной схеме руководствуясь старшими адресами контроллеров, представленными на карте памяти ([_рис. 2_](../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_02.png)). Это означает, что если вы реализуете контроллер светодиодов, на его вход `req_i` должна подаваться единица в случае если `mem_req_o == 1` и старшие 8 бит адреса равны `0x02`.
4. Замените подключение тактового сигнала исходных подмодулей `riscv_unit` на появившийся сигнал `sysclk`. Убедитесь, что на модули, имеющие сигнал сброса, приходит сигнал `rst`.
5. Интегрируйте модули контроллеров периферии в процессорную систему по приведенной схеме руководствуясь старшими адресами контроллеров, представленными на карте памяти ([_рис. 2_](../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_02.png)). Это означает, что если вы реализуете контроллер светодиодов, на его вход `req_i` должна подаваться единица в случае, если `mem_req_o == 1` и старшие 8 бит адреса равны `0x02`.
1. При интеграции вы должны подключить только модули-контроллеры вашего варианта. Контроллеры периферии других вариантов подключать не надо.
2. При этом во время интеграции, вы должны использовать старшую часть адреса, представленную в карте памяти для формирования сигнала `req_i` для ваших модулей-контроллеров.
6. Проверьте работу процессорной системы с помощью моделирования.
1. Для каждой пары контроллеров в папке `firmware/mem_files` представлены файлы, инициализирующие память инструкций. Обратите внимание, что для пары "PS2-VGA" так же необходим файл, инициализирующий память данных (в модуле `ext_mem` необходимо прописать блок `$readmemh`).
1. Для каждой пары контроллеров в папке `firmware/mem_files` представлены файлы, инициализирующие память инструкций. Обратите внимание, что для пары "PS2-VGA" также необходим файл, инициализирующий память данных (в модуле `ext_mem` необходимо прописать блок `$readmemh`).
2. Исходный код программ с адресами и результирующими инструкциями находится в папке `firmware/software`.
3. При моделировании светодиодов лучше уменьшить значение, до которого считает счетчик в режиме "моргания" в 10 раз, чтобы уменьшить время моделирования. Перед генерацией битстрима это значение будет необходимо восстановить.
4. Для проверки тестбенч имитирует генерацию данных периферийных устройств ввода. При реализации контроллера клавиатуры или uart_rx рекомендуется ознакомиться с тем, какие именно данные тестбенч подает на вход.
@@ -204,7 +204,7 @@ _Рисунок 2. Карта памяти периферийных устрой
В случае отсутствия **запроса на чтение**, на выходе `read_data_o` не должно меняться значение (тоже самое было сделано в процессе разработки памяти данных).
Если пришел **запрос на запись** или **чтение**, это еще не значит, что контроллер должен его выполнить. В случае, если запрос происходит по адресу, не поддерживающему этот запрос (например **запрос на запись** по адресу поддерживающему только чтение), данный запрос должен игнорироваться. В случае **запроса на чтение** по недоступному адресу, на выходе `read_data_o` должно остаться прежнее значение.
Если пришел **запрос на запись** или **чтение**, это еще не значит, что контроллер должен его выполнить. В случае, если запрос происходит по адресу, не поддерживающему этот запрос (например **запрос на запись** по адресу, поддерживающему только чтение), данный запрос должен игнорироваться. В случае **запроса на чтение** по недоступному адресу, на выходе `read_data_o` должно остаться прежнее значение.
В случае осуществления записи по принятому запросу, необходимо записать данные с сигнала `write_data_i` в регистр, ассоциированный с адресом `addr_i` (если разрядность регистра меньше разрядности сигнала `write_data_i`, старшие биты записываемых данных отбрасываются).
@@ -361,7 +361,7 @@ endmodule
В первую очередь, вы должны создать экземпляр модуля `PS2Receiver` внутри вашего модуля-контроллера, соединив соответствующие входы. Для подключения к выходам необходимо создать дополнительные провода.
По каждому восходящему фронту сигнала `clk_i` вы должны проверять выход `keycode_valid_o` и если тот равен единице, записать значение с выхода `keycode_o` в регистр `scan_code`. При этом значение регистра `scan_code_is_unread` необходимо выставить в единицу.
По каждому восходящему фронту сигнала `clk_i` вы должны проверять выход `keycode_valid_o` и, если тот равен единице, записать значение с выхода `keycode_o` в регистр `scan_code`. При этом значение регистра `scan_code_is_unread` необходимо выставить в единицу.
В случае, если произошел **запрос на чтение** по адресу `0x00`, необходимо выставить на выход `read_data_o` значение регистра `scan_code` (дополнив старшие биты нулями), при этом значение регистра `scan_code_is_unread` необходимо обнулить. В случае, если одновременно с **запросом на чтение** пришел сигнал `keycode_valid_o`, регистр `scan_code_is_unread` обнулять не нужно (в этот момент в регистр `scan_code` уже записывается новое, еще непрочитанное значение).
@@ -584,7 +584,7 @@ endmodule
Сигналы `clk_i` и `rx_i`/`tx_o` подключаются напрямую к соответствующим сигналам модулей-контроллеров.
Сигнал `rst_i` модулей `uart_rx` / `uart_tx` должен быть равен единице при **запросе на запись** единицы по адресу `0x24`, а так же в случае когда сигнал `rst_i` модуля-контроллера равен единице.
Сигнал `rst_i` модулей `uart_rx` / `uart_tx` должен быть равен единице при **запросе на запись** единицы по адресу `0x24`, а также в случае, когда сигнал `rst_i` модуля-контроллера равен единице.
Выходной сигнал `busy_o` на каждом такте `clk_i` должен записываться в регистр `busy`, доступ на чтение к которому осуществляется по адресу `0x08`.
@@ -592,7 +592,7 @@ endmodule
В регистр `data` модуля `uart_rx_sb_ctrl` записывается значение одноименного выхода модуля `uart_rx` в моменты положительного фронта `clk_i`, когда сигнал `rx_valid_o` равен единице. Доступ на чтение этого регистра осуществляется по адресу `0x00`.
В регистр `valid` модуля `uart_rx_sb_ctrl` записывается единица по положительному фронту clk_i, когда выход `rx_valid_o` равен единице. Данный регистр сбрасывается в ноль при выполнении **запроса на чтение** по адресу `0x00`, а так же при получении сигнала `interrupt_return_i`. Сам регистр доступен для чтения по адресу `0x04`. Регистр `valid` подключается к выходу `interrupt_request_o`. Что позволяет узнать о пришедших данных и посредством прерывания.
В регистр `valid` модуля `uart_rx_sb_ctrl` записывается единица по положительному фронту clk_i, когда выход `rx_valid_o` равен единице. Данный регистр сбрасывается в ноль при выполнении **запроса на чтение** по адресу `0x00`, а также при получении сигнала `interrupt_return_i`. Сам регистр доступен для чтения по адресу `0x04`. Регистр `valid` подключается к выходу `interrupt_request_o`. Что позволяет узнать о пришедших данных и посредством прерывания.
На вход `tx_data_i` модуля `uart_tx` подаются данные из регистра `data` модуля `uart_tx_sb_ctrl`. Доступ на запись в этот регистр происходит по адресу `0x00` в моменты положительного фронта `clk_i`, когда сигнал `busy_o` равен нулю. Доступ на чтение этого регистра может осуществляться в любой момент времени.
@@ -625,7 +625,7 @@ endmodule
### Видеоадаптер
Видеоадаптер позволяет выводить информацию на экран через интерфейс **VGA**. Предоставляемый в данной лабораторной работе vga-модуль способен выводить `80х30` символов (разрешение символа `8x16`). Таким образом, итоговое разрешение экрана, поддерживаемого vga-модулем будет `80*8 x 30*16 = 640x480`. VGA-модуль поддерживает управление цветовой схемой для каждого поля символа в сетке `80х30`. Это значит что каждый символ (и фон символа) может быть отрисован отдельным цветом из диапазона 16-ти цветов.
Видеоадаптер позволяет выводить информацию на экран через интерфейс **VGA**. Предоставляемый в данной лабораторной работе vga-модуль способен выводить `80х30` символов (разрешение символа `8x16`). Таким образом, итоговое разрешение экрана, поддерживаемого vga-модулем будет `80*8 x 30*16 = 640x480`. VGA-модуль поддерживает управление цветовой схемой для каждого поля символа в сетке `80х30`. Это значит, что каждый символ (и фон символа) может быть отрисован отдельным цветом из диапазона 16-ти цветов.
![../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_03.png](../../.pic/Labs/lab_12_periph/fig_03.png)