Неразрывные пробелы ЛР№3 и №13 и опечатки в 21 лекции (#125)

* Неразрывные пробелы ЛР№3,13

* Опечатки в 21 лекции
This commit is contained in:
Eugene8388608
2025-06-16 20:17:08 +03:00
committed by GitHub
parent b67bd2fd1f
commit 11ba6823ff
3 changed files with 8 additions and 7 deletions

View File

@@ -33,7 +33,7 @@
В общем случае `V = 2^a * d`. В общем случае `V = 2^a * d`.
Для объема памяти в 1 KiB ([кибибайт](https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%82), 1024 байта или 8192 бита) разрядность адреса может быть, например, 10 бит (что покрывает 2<sup>10</sup> = 1024 адреса), тогда разрядность хранимых данных должна быть 8 бит. 1024 * 8 = 8192, то есть 1 кибибайт. Если разрядность адреса составляет 8 бит (что покрывает 2<sup>8</sup> = 256 адресов), то разрядность данных `d = V / 2^a` это 8192 / 256 = 32 бита. Для объема памяти в 1&nbsp;KiB ([кибибайт](https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%82), 1024 байта или 8192 бита) разрядность адреса может быть, например, 10 бит (что покрывает 2<sup>10</sup> = 1024 адреса), тогда разрядность хранимых данных должна быть 8 бит. 1024 * 8 = 8192, то есть 1 кибибайт. Если разрядность адреса составляет 8 бит (что покрывает 2<sup>8</sup> = 256 адресов), то разрядность данных `d = V / 2^a` это 8192 / 256 = 32 бита.
Однако, может быть такое, что не все ячейки памяти реализованы на кристалле микросхемы, то есть некоторые адреса существуют, но по ним не имеет смысла обращаться, а объем памяти, соответственно, не равен `V ≠ 2^a * d` — он меньше. Однако, может быть такое, что не все ячейки памяти реализованы на кристалле микросхемы, то есть некоторые адреса существуют, но по ним не имеет смысла обращаться, а объем памяти, соответственно, не равен `V ≠ 2^a * d` — он меньше.
@@ -70,7 +70,7 @@ _Рисунок 2. Структурная схема логического бл
Для реализации многопортовой памяти небольшого размера лучше воспользоваться расположенным в логическом блоке D-триггером (**DFF** на _рис. 2_). Несмотря на то, что D-триггер позволяет воспроизвести только 1 разряд элемента памяти, он не ограничивает реализацию по портам. Для реализации многопортовой памяти небольшого размера лучше воспользоваться расположенным в логическом блоке D-триггером (**DFF** на _рис. 2_). Несмотря на то, что D-триггер позволяет воспроизвести только 1 разряд элемента памяти, он не ограничивает реализацию по портам.
Таким образом, преимущество распределенной памяти относительно регистровой заключается в лучшей утилизации ресурсов: одним трёхвходовым LUT можно описать до 8 бит распределенной памяти, в то время как одним D-триггером можно описать только один бит регистровой памяти. Предположим, что в ПЛИС размещены логические блоки, структура которых изображена на _рис. 2_ и нам необходимо реализовать 1KiB памяти. Мы можем реализовать распределенную память, используя 64 логических блока (в каждом блоке два трёхвходовых LUT), либо регистровую память, используя 1024 логических блока. Таким образом, преимущество распределенной памяти относительно регистровой заключается в лучшей утилизации ресурсов: одним трёхвходовым LUT можно описать до 8 бит распределенной памяти, в то время как одним D-триггером можно описать только один бит регистровой памяти. Предположим, что в ПЛИС размещены логические блоки, структура которых изображена на _рис. 2_ и нам необходимо реализовать 1&nbsp;KiB памяти. Мы можем реализовать распределенную память, используя 64 логических блока (в каждом блоке два трёхвходовых LUT), либо регистровую память, используя 1024 логических блока.
Недостатком является ограниченность в реализации многопортовой памяти. Недостатком является ограниченность в реализации многопортовой памяти.

View File

@@ -28,7 +28,7 @@
### Адресное пространство ### Адресное пространство
Архитектура RISC-V подразумевает использование совместного адресного пространства — это значит, что в лабораторной работе будет использована единая шина для подключения памяти и регистров управления периферийными устройствами. При обращении по одному диапазону адресов процессор будет попадать в память, при обращении по другим взаимодействовать с регистрами управления/статуса периферийного устройства. Например, можно разделить 32-битное адресное пространство на 256 частей, отдав старшие 8 бит адреса под указание конкретного периферийного устройства. Тогда каждое из периферийных устройств получит 24-битное адресное пространство (16 MiB). Допустим, мы распределили эти части адресного пространства в следующем порядке (от младшего диапазона адресов к старшему): Архитектура RISC-V подразумевает использование совместного адресного пространства — это значит, что в лабораторной работе будет использована единая шина для подключения памяти и регистров управления периферийными устройствами. При обращении по одному диапазону адресов процессор будет попадать в память, при обращении по другим взаимодействовать с регистрами управления/статуса периферийного устройства. Например, можно разделить 32-битное адресное пространство на 256 частей, отдав старшие 8 бит адреса под указание конкретного периферийного устройства. Тогда каждое из периферийных устройств получит 24-битное адресное пространство (16&nbsp;MiB). Допустим, мы распределили эти части адресного пространства в следующем порядке (от младшего диапазона адресов к старшему):
0. Память данных 0. Память данных
1. Переключатели 1. Переключатели
@@ -697,7 +697,7 @@ _Рисунок 4. Отрисовка символа `F` в разрешении
Данный символ состоит из 16 строчек по 8 пикселей. Каждый пиксель кодируется одним битом (горит/не горит, цвет символа/фоновый цвет). Каждая строчка кодируется одним байтом (8 бит на 8 пикселей). Таким образом, каждый символ в шрифте требует 16 байт памяти. Данный символ состоит из 16 строчек по 8 пикселей. Каждый пиксель кодируется одним битом (горит/не горит, цвет символа/фоновый цвет). Каждая строчка кодируется одним байтом (8 бит на 8 пикселей). Таким образом, каждый символ в шрифте требует 16 байт памяти.
Данный модуль поддерживает 256 символов. Следовательно, для хранения шрифта под каждый из 256 символов требуется 16 * 256 = 4KiB памяти. Данный модуль поддерживает 256 символов. Следовательно, для хранения шрифта под каждый из 256 символов требуется 16 * 256 = 4&nbsp;KiB памяти.
Для хранения шрифтов в модуле отведён диапазон адресов `0x00002000-0x00002FFF`. В отличие от предыдущих диапазонов адресов, где каждый адрес был закреплён за соответствующей позицией символа в сетке `80x30`, адреса данного диапазона распределены следующим образом: Для хранения шрифтов в модуле отведён диапазон адресов `0x00002000-0x00002FFF`. В отличие от предыдущих диапазонов адресов, где каждый адрес был закреплён за соответствующей позицией символа в сетке `80x30`, адреса данного диапазона распределены следующим образом:

View File

@@ -49,7 +49,7 @@
5. EEPROM (электрически перезаписываемая программируемая память); 5. EEPROM (электрически перезаписываемая программируемая память);
6. PWM (Pulse-width modulation или широтно-импульсная модуляция); 6. PWM (Pulse-width modulation или широтно-импульсная модуляция);
7. Waveform generator (генерирует сигналы); 7. Waveform generator (генерирует сигналы);
8. Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП или DAG) и другие. 8. Цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП или DAC) и другие.
Микроконтроллеры внутри рассматриваемого семейства отличаются размером памяти, количеством ножек, аналогово-цифровых преобразователей и максимальной аналогово-цифровой разрешающей способностью. Микроконтроллеры внутри рассматриваемого семейства отличаются размером памяти, количеством ножек, аналогово-цифровых преобразователей и максимальной аналогово-цифровой разрешающей способностью.
@@ -60,7 +60,7 @@
Например: Например:
- это RISC контроллер, поддерживающий 48 инструкций; - это RISC контроллер, поддерживающий 48 инструкций;
- его входная тактовая частота — 32 MHz, минимальный тактовый цикл — 125 ns (величина критического пути); - его входная тактовая частота — 32&nbsp;MHz, минимальный тактовый цикл — 125&nbsp;ns (величина критического пути);
- Он имеет C-компилятор, систему прерываний, 16-уровневый стек для вызова подпрограмм, четыре 8-битых таймера, Watchdog Timer (когда таймер досчитывает до конца, он сбрасывает микроконтроллер, то есть перезапускает его. Он нужен для того, чтобы избежать зависаний во время работы) и т.д. - Он имеет C-компилятор, систему прерываний, 16-уровневый стек для вызова подпрограмм, четыре 8-битых таймера, Watchdog Timer (когда таймер досчитывает до конца, он сбрасывает микроконтроллер, то есть перезапускает его. Он нужен для того, чтобы избежать зависаний во время работы) и т.д.
Данный микроконтроллер имеет 3 конфигурации: с 8-ю, 14-ю и 16-ю ножкам. Данный микроконтроллер имеет 3 конфигурации: с 8-ю, 14-ю и 16-ю ножкам.
@@ -127,7 +127,7 @@
Посмотрим 32-битный ARM микроконтроллер [STM32H723VE](https://www.st.com/en/microcontrollers-microprocessors/stm32h723ve.html). Посмотрим 32-битный ARM микроконтроллер [STM32H723VE](https://www.st.com/en/microcontrollers-microprocessors/stm32h723ve.html).
Видим, что у данного контроллера ядро Cortex-M7, он работает на частоте 550MHz, имеет 1 MB флэш-памяти, 564 KB оперативной памяти. Видим, что у данного контроллера ядро Cortex-M7, он работает на частоте 550&nbsp;MHz, имеет 1&nbsp;MB флэш-памяти, 564&nbsp;KB оперативной памяти.
![../.pic/Lectures/21.%20Microcontrollers/fig_11.png](../.pic/Lectures/21.%20Microcontrollers/fig_11.png) ![../.pic/Lectures/21.%20Microcontrollers/fig_11.png](../.pic/Lectures/21.%20Microcontrollers/fig_11.png)
@@ -216,6 +216,7 @@ Cortex-A9 — более современное, чем ARM7 и ARM9, ядро.
Современные реализации микроконтроллеров могут включать в себя несколько ядер. Современные реализации микроконтроллеров могут включать в себя несколько ядер.
![../.pic/Lectures/21.%20Microcontrollers/fig_16.png](../.pic/Lectures/21.%20Microcontrollers/fig_16.png) ![../.pic/Lectures/21.%20Microcontrollers/fig_16.png](../.pic/Lectures/21.%20Microcontrollers/fig_16.png)
*Рис. 16. Cortex-A7 и Cortex-A15.* *Рис. 16. Cortex-A7 и Cortex-A15.*
При использовании двух ядер, одно может быть мене производительным чем другое, но при этом потреблять меньше энергии и использоваться в сценариях, где не нужна высокая эффективность. Переключения между ядрами позволяет балансировать между затратами на энергию и производительностью. При использовании двух ядер, одно может быть мене производительным чем другое, но при этом потреблять меньше энергии и использоваться в сценариях, где не нужна высокая эффективность. Переключения между ядрами позволяет балансировать между затратами на энергию и производительностью.