diff --git a/Labs/02. Arithmetic-logic unit/README.md b/Labs/02. Arithmetic-logic unit/README.md index 15df594..5a7c5ad 100644 --- a/Labs/02. Arithmetic-logic unit/README.md +++ b/Labs/02. Arithmetic-logic unit/README.md @@ -165,7 +165,7 @@ import riscv_params_pkg::ANOTHER_EX; // все параметры в пакет endmodule ``` ---- +### Битовые сдвиги Реализуемое в данной лабораторной работе АЛУ использует операции битового сдвига. **Битовый сдвиг** — это операция, при которой все биты числа смещаются на заданное количество позиций. Сдвиг числа на _N_ бит эквивалентен _N_ сдвигам на 1 бит. В архитектуре RISC-V используются два типа сдвигов: **логический** и **арифметический**. @@ -191,7 +191,7 @@ _Рисунок 4. Иллюстрация преобразования двои Этот приём знаком должен быть знаком вам при работе с десятичной системой: умножая число на 10, мы просто дописываем справа ноль. То же самое работает и для деления: если отрезать последний разряд у числа 42, получится 4, что соответствует целочисленному делению на 10. В двоичной системе добавление (стирание) нуля справа эквивалентно умножению (делению) на 2. -Арифметический сдвиг важен тем, что сохраняет это свойство для знаковых чисел, представленных в дополнительном коде. Логический сдвиг вправо изменяет и знак, и модуль числа, поэтому не может использоваться для деления знаковых чисел. +Арифметический сдвиг важен тем, что сохраняет это свойство для знаковых чисел, представленных в дополнительном коде. Логический сдвиг вправо изменяет и знак, и модуль отрицательного числа в дополнительном коде, поэтому не может использоваться для деления знаковых чисел. Операции умножения и деления — это очень «дорогие» операции как с точки зрения элементов схемы (если эти операции реализуются аппаратно), так и с точки зрения времени их вычисления. Поэтому выполнение сдвигов в качестве замены умножения применяется повсеместно. Например, написав в коде языка C++ выражение `var * 8`, после компиляции вы наверняка получите операцию сдвига влево на 3. @@ -203,10 +203,10 @@ X = X & ~(1 << N); // Очистка N-го бита Y = (X & (1 << N)) != 0; // Чтение N-го бита ``` -### Особенности реализации сдвига +#### Особенности реализации сдвига > [!IMPORTANT] -> Для **ВСЕХ** операций сдвига в данной лабораторной работе вы должны брать только 5 младших бит операнда B. +> По спецификации RISC-V, для **ВСЕХ** операций сдвига используются только 5 младших бит операнда B[2, стр. 26-27]. Сами посмотрите: выполнять операцию сдвига более чем на 31 для 32-битных чисел не имеет смысла, число полностью заполнится нулями (единицами). Т.е. сдвигая на любое число, большее 31, вы получите один и тот же результат. Для того чтобы закодировать 31 требуется минимум 5 бит, отсюда и это требование. Оно обязательно, поскольку старшие биты в дальнейшем будут использоваться по другому назначению и, если вы упустите это, ваш будущий процессор станет работать неправильно. @@ -331,4 +331,5 @@ _Рисунок 5. Пример схемы, реализующей АЛУ._ ## Список использованной литературы -1. [Д.М. Харрис, С.Л. Харрис / Цифровая схемотехника и архитектура компьютера: RISC-V / пер. с англ. В. С. Яценков, А. Ю. Романов; под. ред. А. Ю. Романова / М.: ДМК Пресс, 2021](https://e.lanbook.com/book/241166). +1. [Д.М. Харрис, С.Л. Харрис / Цифровая схемотехника и архитектура компьютера: RISC-V / пер. с англ. В. С. Яценков, А. Ю. Романов; под. ред. А. Ю. Романова / М.: ДМК Пресс, 2021](https://e.lanbook.com/book/241166); +2. [The RISC-V Instruction Set Manual Volume I: Unprivileged ISA, Document Version 20240411, Editors Andrew Waterman and Krste Asanović, RISC-V Foundation, April 2024](https://github.com/riscv/riscv-isa-manual/releases/download/20240411/unpriv-isa-asciidoc.pdf).